Сегодня Россия впервые отмечает День семьи, любви и верности на государственном уровне. На протяжении четырнадцати лет этот праздник, приуроченный к церковному дню Петра и Февронии Муромских, оставался неофициальным. Но указ президента Путина, подписанный 28 июня, поставил его в один ряд с Новым годом, 8 Марта и Днем Победы.
Все годы, пока День семьи, любви и верности отмечали в частном порядке, не утихали споры о том, нужен ли он россиянам. Одни видели в нем «импортозамещение» Дня святого Валентина. Другие, как ни парадоксально, тоже. Только с разными знаками. В зависимости от политических и культурных воззрений часть граждан совершенно искренне считает, что один из этих дней правильный, а другой необходимо срочно запретить.
Любители Дня святого Валентина напирают на общемировой характер 14 февраля, а 8 июля относят к попыткам государства сделать «также, как у них, только скрепно». При этом они могут рассуждать о том, что Россия — многоконфессиональное государство, а праздник имеет отношение к христианским святым. А особо подготовленные еще и апеллировать к тому, что в сказании о Петре и Февронии ни о какой любви с первого взгляда и речи не идет (и это правда).
Сторонники Дня семьи, любви и верности, в свою очередь, резонно отмечают, что «всемирность» дня всех влюбленных сильно преувеличена, а сам праздник давно выродился в маркетинговую акцию по сбыту залежавшегося шоколада. После указа Путина вторая группа получила солидное преимущество.
Разумеется, в достатке и тех, кто к этим дням в календаре относится одинаково пренебрежительно, либо отмечает без разбора на свое и чужое.
Но давайте разберемся, а точно ли существует противопоставление?
Пришедший к нам с запада день святого Валентина посвящен, как видно из альтернативного названия, влюбленным. В этот день застенчивые молодые люди имеют возможность выразить переживания с помощью тайного послания в виде открытки известной формы и цвета. Более храбрые могут даже решиться на откровенный разговор. А те, кто уже обозначил свои чувства, подтверждают их с помощью все тех же традиционных подарков.
Традиции дарения милых безделушек на 8 июля пока нет, хотя нельзя исключать ее появления. Однако рамки праздника существенно расширены, и носит он не личностный, а социальный характер. Даже в его названии слово семья стоит в начале, а это, как ни крути, минимальная возможная ячейка общества.
Однако линия разлома пролегает не по семье или верности, а по любви и влюбленности. Слова однокоренные, потому кажется, что это одно и то же. Но если подумать, каждая ли влюбленность перерастает в любовь? Нет. Каждая ли любовь вырастает из влюбленности? Тоже нет. Снижает ли существование одного состояния ценность существования другого? И вновь ответ отрицательный.
И то, и другое — замечательные чувства, ради которых стоит жить, но они не равны друг другу. А значит, и праздники посвящены разным явлениям, каждое из которых может приключиться с абсолютно любым человеком. Поэтому, пытаясь определить, какой день достоин отмечания, а какой — нет, необходимо сначала дать ответ на другой вопрос: а зачем я хочу осудить тот или иной праздник? И если ответ лежит не в чувственной, а в политической плоскости, то к сути праздников он отношения не имеет.
А как вы считаете, нужно ли противопоставлять День семьи, любви и верности дню святого Валентна?