Рассказывает
Шатгельды Бозаганов,
ковродел-новатор:
- Умение ткать ковры в нашей семье, как и во всех туркменских семьях, передается из поколения в поколение. Маленьким ребенком я любил смотреть, как ткет моя мама, как бабушка учит сестер. Мама была работницей ковровой фабрики, надомницей, жила в Ашхабаде, а я у бабушки в селе. Мои бабушка и тетки помогали маме ткать ковры, чтобы выполнить план. Я любил наблюдать за ними. И как-то заметил в середине орнамента совсем другое сплетение. Мне было лет 10... Не смог удержатся:
- Не тот узор! - указал я. - Орнамент не такой, каким должен быть Мне, ребенку, ответили:
- Твоей маме и так сойдет.
Я тогда, помню, возмутился:
- Нет такое мама не возьмет.
И действительно. Ковер этот остался в семье. И хранится у нас до сих пор.
- Мальчишкой я начал придумывать рисунки и просил своих маму, бабушку, теток, если можно соткать по моим рисункам узоры на ковре. И даже со временем научился сам ткать ковры.. И мне очень это занятие нравилось. И в детстве, и когда повзрослел...Однажды кто-то из окружающих заметил: сидит и ткет ковры, как девушка. Начали надо мной смеяться. Я очень застеснялся и бросил это дело... Пошел учиться техникум. Стал механиком.
Но спустя время вернулся к станку.
Начал придумывать узор для собственного ковра. Мне было чуть больше тридцати, когда я решил создать свой ковер как экологически чистый продукт. С нашим национальным орнаментом, но с натуральным цветом шерсти. Без красителей. И чтобы он оказывал благотворное влияние на зрительную и нервную системы тех, кто на него глядел.
Я привез из России прядильное мини оборудование.
И принялся за воплощение пришедшей в голову идеи.
К 2005 у меня уже было
несколько работ своего стиля: белый конь, черный конь, пять коней над глобусом. Без красителей. Тут до меня доходят слухи, что кто-то выполняет похожую работу. Кто же смог такое сотворить, задумался я, ведь на это нужно столько нервов. И пошел в тот магазин, где видели такой ковер, смотрю, а это мой белый ковер с гёлями. Но мысль, что кто-то еще может создать подобное, уже не отпускала. Решил: не стоит стоять на одном месте, нужно придумать такое новенькое, чтобы меня не догнали. Что если создать туркменский ковер с выпуклыми элементами?.. Видел их на турецких коврах с вырезными узорами. И я начал работать с рисунками...
январь, 2014 Ашхабад
записала Лейла Атаева,
автор очерка "Ковер для королевы"