"Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно" - был убеждён Антон Семенович.
- Это был величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою "систему перевоспитания" трудных детей. Спустя полвека после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Путь становления Антона Семёновича неординарным, успешным педагогом
- Макаренко родился в 1888 году в Харьковской губернии. У него были три сестры и брат. Ребенком был болезненным, часто простужался, страдал от постоянных насмешек детей. Его мать говорила:
«Я заплакала, когда увидела его. Маленький, чёрненький, он походил больше на старика или обезьяну. Отец старался меня успокоить, хотя и сам едва ли не рыдал.»
- Когда мальчику исполнилось 11, семья переехала в город Крюков, где он также терпел насмешки. Спасением для Антона стали книги. По словам отца, Антон приходил домой, как в гостиницу. Ел, спал, менял белье. Складывалось ощущение, что семья для него не существует. Занимался только чтением.
Уже в этом юном возрасте его взгляды были принципиально отличными от общих убеждений. Собственно, позиция самого Антона была четкой:
«Я не просил вас меня рожать на этот свет. Это было ваше собственное решение. Вам следует наконец начать нести хоть какую-то ответственность за ваши поступки.»
- Позже Макаренко отучился в железнодорожном училище, прошел годичные педагогические курсы. Стал учителем.
- Во время войны был призван в армию, однако от мобилизации его спасли брат, уже отличившийся в сражениях, и проблемы со здоровьем – слабое зрение. После войны и революции советская власть столкнулась с проблемой – беспризорники.
- В тот момент, эту проблему пытались решить, создавая специальные организации. В одной из них и стал работать Макаренко. Позже ее назовут колонией им. С. Горького.
- Макаренко считал: «Дефективных детей никогда не было и не будет. И сейчас их нет. Есть только неправильное, дефективное отношение к ним.»
- Доброту педагога беспризорники сначала приняли за слабость. Но у Макаренко был свой подход. Однажды, кто-то украл кусок хлеба. Провинившегося Макаренко наказал, заставив съесть этот хлеб на глазах у всех остальных ребят. Подросток извинился.
- Вообще педагог ставил своей целью – научить подростков жить в обществе. Для этого он использовал коллективный труд. Макаренко организовал в колонии полноценное производство, и подростки стали сами себя обеспечивать.
- Не все беспризорники и малолетние правонарушители, попавшие в руки Макаренко, были сиротами. Он признавался, что иной раз "трудно было даже разобраться - виновата семья или нет, когда как будто и семья хорошая... и ребенок не плохой, настолько не плохой, что у меня он становился хорошим на другой день после прибытия. А вот он страдает и семья - их жизнь испорчена".
В поисках ответа на вопрос, в чем причина такого несчастья, Макаренко первым в стране вплотную занялся вопросами семейного воспитания. Его "Книга для родителей" по-прежнему удивительно современна. Секрет прост: ключевой целью семьи Антон Семенович видел воспитание счастливых людей, а средством ее достижения - родительскую любовь.
«Научить кого-то, как ему быть счастливым, невозможно. Возможно воспитать человек так, чтобы он был счастливым».
- Под руководством Макаренко с 1927 года работала детская трудовая Коммуна им.Дзержинского. Там он организовал производство электроинструментов и плёночных фотоаппаратов.
«В первую очередь мы создаём здесь вовсе не фотоаппараты. Мы создаём здесь людей.» – говорил педагог
- Однажды туда приехали французы вместе с экс-премьером Эдуаром Эррио.
Они были удивлены царившим там порядком. Цветы, красота…
Макаренко говорил им, что нет такого понятия, как врожденная склонность к преступности. Коллективный труд и дисциплина – вот профилактика преступности.
- Макаренко не боялся высказываться:
«Я всё время пытался понять теорию воспитания коммунистической личности, разобраться в ней. Однако с самых первых строк у меня начинал быстро разжижаться мозг.»
Это не оставили без внимания. Его систему негласно запретили. К тому моменту Макаренко стал писать. Однако его здоровье ухудшилось.
- В 1939 году Макаренко умер в электричке от сердечного приступа. После его смерти его теорию стали активно тиражировать, она стала популярна даже за границей.