Найти тему
Лахта Центр

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА: МЕНТАЛЬНОЕ КИНО ВО СНЕ И НАЯВУ

Над новым сезоном променад-спектакля SOMNUM работали режиссер Степан Пектеев, актеры БДТ им. Товстоногова при участии петербургского историка Льва Лурье. Героями становятся прохожие и сам город: гранитные мостовые, силуэты фонарей, архитектура фасадов, вернувших свой исторический облик. Впечатлениями от первого показа делится Михаил Борисов.

-2

Девушка Настя в наушниках и с монокуляром, выразительно вращая глазами, как актриса немого кино, ведет зрителей спектакля по «Золотому треугольнику» Петербурга — от барометра с часами к Большой Конюшенной, во дворы Капеллы, и дальше — к Зимней канавке и вдоль Мойки к Спасу на Крови.

SOMNUM — на латыни значит сон. И в этом петербургском сновидении-мираже зрителям являются комедиограф Александр Грибоедов, мастер театральных «обманок» и иллюзорных перспектив Пьетро Гонзаго, соблазненная Лиза из «Пиковой дамы», мятущийся Германн.

Лиза оборачивается то блоковской Незнакомой, то народоволкой Софьей Перовской, торговец пирожками оказывается Меншиковым, Германн мечется от Пушкина к Чайковскому.

-3

Всё тут мистика и метафизика. Всё — сцена и декорация. Зрителю предлагается силой воображения творить собственное произведение или, как называет это действо его автор режиссер Степан Пектеев, «ментальное кино». Персонажи в исторических костюмах и белая лошадь лишь помогают запустить механизм памяти, ассоциативный ряд.

Зрители, участники иммерсивной прогулки, как и проводница Настя, оснащены наушниками, и в них актеры петербургских театров медитативно читают город-текст. Чеканные строки Тынянова о том, как перестали существовать люди 1920-х годов с их прыгающей походкой, переходят в нескучное краеведение Льва Лурье о торговле фотокамерами «Кодак» и автомобилями Wolseley в доме Мельцеров.

-4

Магический шар — главный инструмент ментального кино, он, как камера обскура, переворачивает улицы и переулки вверх тормашками.

В кадр заходят посторонние коты и собаки, продавцы мороженого, доставщики пиццы. Жизнь улицы врывается в мир магического, в Петербурге все возможно. Шар фокусирует эпохи. Что не Гоголь, то Хармс. Где процентщица, там и выпадающие из окна любопытные старухи. Голоса актеров ни на чем не настаивают, лишь направляют поток фантазий. Зритель, оглянись, в «Столовой № 1» за соседним столиком — блоковская Незнакомка, а в человеке с зеленым коробом Delivery Club вполне можно углядеть бедного Евгения.

-5

Кино — это время. Кино — это кадр. Кино — это монтаж. Кино — это магия.

Важные персонажи спектакля — молчаливые люди с киноаппаратами. Они светописцы и цветными лучами задают ракурс и направление взгляда.

-6

Иногда ментальное очень смешно, а иногда грустно и инфернально, и хочется, чтобы наконец Михаил Боярский на коне и при шпаге въехал на Троемостье и запел «Пора-пора-порадуемся на своем веку». Благо маршрут идет мимо его окон.

-7

Прохожие, завидев процессию иммерсивного шоу, интересуются происходящим, туристы из Саратова и Воронежа справляются о билетах и даже завидуют.

-8

Есть чему. Перед началом действия каждый зритель расписался на белой тарелке, на финише маршрута тарелку разбили на счастье, и, как это заведено на съемочной площадке, каждому зрителю достался фрагмент магического.

-9

Режиссер Степан Пектеев, актеры петербургских театров и команда «Голос города» создали очень необычный проект при поддержке Газпрома. По сути, новый жанр, в котором можно импровизировать самостоятельно — например, по Достоевскому, вокруг Сенной площади, или по Гоголю, разгуливая напротив Пассажа. Снимай ментально — и все получится.

-10

Подробности на somnum.spb.ru