После психологической травмы человек часто оказывается в храме. Идет время. Обычно травма прорабатывается, рана заживает. И что происходит? Храм в один прекрасный момент может стать ненужным. Почему?
Потому что многие считают храм больницей. А разве человек приходит в больницу часто? Нет. В унылую палату попадают только в том случае, когда что-то случилось.
Так было и у меня. И в то же время я остался. Как и все, я и сейчас нуждаюсь в некоторой терапии – подсказках, помощи и поддержке – но эта терапия уже совсем другая – амбулаторная. И если бы я до сих пор приходил в храм только как в стационар, мне бы уже надоело. Вывод?
Если мы хотим, чтобы христианство здорового человека процветало, храм нельзя считать только больницей. Один из моих друзей-священников мудро подметил: «Настоящее христианство предназначено для тех, кто психически и психологически здоров». И тут есть огромный соблазн – сказать, что все мы духовно больны и закинуть христианство здорового человека куда подальше. Только это путь к погибели, ведь христианство о Христе, а не о болезни.
На мой взгляд, если человек пришел в храм в сознательном возрасте и после какой-то беды – его встреча с Создателем происходит дважды. Сначала – когда заболел (ну или еще что-то стряслось), потом – когда выздоровел. То есть непременно состоится вторая встреча! После того, как беда миновала. И тут не так важно, какая беда – духовная, душевная или физическая.
А еще после выздоровления важно, чтобы храм стал местом радостной встречи человека с другим человеком. Как со священником, так и с прихожанином – с братом по духу.