Началась Великая Отечественная война. Количество сирот резко увеличилось. Обычная история: отец на фронте, мать умерла, а ребёнку приходилось выживать на улице. Точное количество детей, оставшихся без родителей в начале войны, неизвестно. Зато сохранились данные, что только в 1942 году около 380 тыс. мальчишек и девчонок были оформлены представителями уполномоченных органов.
Помощь детям, оставшимся без родителей во время войны, стала для государства важнейшей задачей. В начале января 1942-го было подписано соответствующее постановление.
По всему Советскому Союзу за короткий срок были созданы специальные комиссии, состоявшие из представителей комсомола, исполкомов, профсоюзов, систем здравоохранения и образования. А всяческую поддержку им оказывали сотрудники НКВД.
Особенный упор делался на приёмные семьи. Государство оказывало им материальную поддержку и давало «добро» на различные льготы. Известно, что за время войны около 270 тыс. сирот нашли приёмных родителей.
И здесь нельзя не вспомнить удивительную историю узбекского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри. В начале войны началась массовая эвакуация детей из прифронтовых регионов. Многие поезда отправлялись в далёкую Узбекскую ССР. Семья Шамахмудовых жила в Ташкенте. Шаахмеду, работавшему кузнецом в артели «Имени Эрнста Тельмана», на тот момент было уже за 50 лет, его жене — 40.
Своих детей у Шамахмудовых не было. Когда в Ташкент начали прибывать поезда с эвакуированными мальчишками и девчонками, супруги решили стать приёмными родителями. В 1943 году Шаахмед забрал четверых детей разных возрастов и национальностей. Всего же они приютили 15.
Среди детей было много потерявшихся. Для решения этой проблемы были созданы специальные адресные столы, которые искали их родственников не только на местном уровне, но и на союзном. Работа шла при содействии сотрудников НКВД, занявших новые штатные должности в структуре, непосредственно для решения проблемы беспризорности. Оказывали помощь и милиционеры.
В том же 1943 году в СССР появились Суворовские училища. Инициатором их создания стал генерал-лейтенант Алексей Игнатов. Именно он направил письмо Сталину, в котором рассказал о своей идее учреждения военных училищ. За ориентир предлагалось взять дореволюционные кадетские корпуса. Сталин идею оценил и распорядился создать 9 училищ, а назвать их Суворовскими.
Другая проблема, связанная с беспризорниками во время войны, — спасение их от криминального образа жизни. Подростки, лишившиеся родителей, вынуждены были самостоятельно решать насущные проблемы. И часто единственными способами выживания для них становились воровство и грабёж.
Подростков старались перевоспитывать, а не наказывать. А любое превышение полномочий жёстко пресекалось контролирующими органами.
Понятно, что сразу решить проблему растущей беспризорности в условиях войны было нереально. Но если в начале своего существования советское государство бросалось из крайности в крайность, то военные годы продемонстрировали его зрелость. И уже в 1945 году количество беспризорников существенно сократилось. Меры, предпринятые властью, оказались эффективными.