Есть прикладные виды спорта, а есть виды спорта ради самого спорта. Вот, к примеру, лёгкая атлетика применима в жизни, если для спорта человек научается бегать хорошо, то и в жизни навыки бега тоже могут пригодиться. А вот, к примеру, кёрлинг или санный спорт это спорт ради спорта, при развитии навыков в котором, человек не сможет применить их в жизни, ну нет таких областей повседневной жизни где нужно уметь тереть быстро щёткой для изменения траектории качения камня по льду.
Тоже самое и с духовной и псевдо духовной жизнью. Ну не может быть духовность ради самой духовности! Как это вообще может выглядеть? Человек молится Богу со всем псевдо смирением, с псевдо кротостью, а потом в обычной жизни об этих качествах забывает. И с ближним, а может и с дальним, проявляет злобу и обиду, начисто забывая о христианских добродетелях. Для чего же тогда вся эта псевдо духовная деятельность, годная лишь для самообмана?
Скорее всего именно ради самообмана она – эта деятельность и ведётся. Очень хочется по существу НИЧЕГО не менять в себе (и как следствие, в своей жизни) по существу. Добавляется, не побоюсь этого слова – антураж, который маскирует полное бездействие и лень души. Зачем напрягать всё своё существо для духовного подвига, если можно прочитать по бумажке и поставить себе зачет за проделанную за день «духовную» работу.
Но при этом нельзя сказать универсальной формулы, что и как делать ибо Бог один а путей к нему… ну сколько людей столько и путей. Следует понимать что плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23).- это плод а не сама духовная работа.
Приведу аллегория. Вы, посадили яблоню, но плоды с неё будут тогда, когда придёт время и как бы вы не торопили рост яблони вы его не ускорите, и плоды будут в свой срок. Или посадив яблоню вы не ждёте от неё груш или сливу, если нужны эти плоды, то следует посадить соответствующее дерево. Так же и с плодами. Чтобы в душе были радость, мир, долготерпение, следовательно нужно внутри себя помещать семена соответствующего дерева, а если плоды человека не устраивают (там к примеру обида, зависть, злость) значит не те семена были посажены и бессмысленно от этих семян ждать добрых плодов, нужно сад души перепахивать и сажать другие деревья и не факт, что удастся дожить до приемлемых плодов, но тут на всё Воля Божья.
Но, всё таки, по плодам можно как-то ориентироваться, если ли хоть толика из того, что написано или нет. За место этого бывает только желание обладать этими добродетельными качествами, причём желание это – личностное (без отсутствия смирения и покаяния), которое не учитывает Волю Божью. Мы часто сами решаем, какими нам следует быть и от чего избавиться, но о принятии воли Творца мы даже не задумывается. Мы часто думаем: зачем нам Бог, но почти не задумываемся: зачем мы ему нужны?
А закончить бы хотелось отрывком из беседы Серафима Саровского с Мотовиловым: «Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божьяго пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.
Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, — так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: \»Непрестанно молитеся\», но да ведь, как помните, и прибавляет: \»Хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысящи языком\». И Господь говорит: \»Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, спасется, но творяй волю Отца Моего\», то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго.»
3