Каждый день мы испытываем огромный спектр эмоций, порой даже не замечая этого. Эмоции – универсальный язык, которым должен овладеть любой человек, потому что именно они определяют качество нашей жизни.
Современные родители росли в постсоветском пространстве, где практически все эмоции были под запретом. «Не смейся громко/не радуйся напоказ/не жалуйся на жизнь/не реви по пустякам» и так далее. Знакомо, не правда ли? Такое прошлое оставило огромный отпечаток на нашем эмоциональном интеллекте. Я знаю очень мало людей, которые умеют «работать со своими эмоциями», понимать и управлять ими. Соответственно, у эмоционально «не прокаченных» родителей нет возможности «прокачать» эмоциональный интеллект своих детей. Что является, на мой взгляд, грубой ошибкой в воспитании детей.
Сегодня мне хочется поделиться с вами советами о том, как правильно реагировать на такую эмоцию ребенка, как грусть (печаль). Данные советы можно использовать и в ситуациях, когда поддержка требуется взрослому человеку. Думаю, вы поймете, о чем я)
Печаль – эмоция, возникающая в случае потери кого-то или чего-то важного. Подчеркну: ВАЖНОГО. Придя в гости к друзьям и заметив на столе вкусное и необычное блюдо, мы не печалимся, если нам не нужно быть лучше друга в готовке. Обычно мы проявляем эмоцию интереса. Поэтому первую ошибку которую допускают родители, они очень часто ОБЕСЦЕНИВАЮТ и НЕ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЕ событию, которое расстроило ребёнка.
5 советов: «Как правильно поддержать ребёнка»:
- Не обесценивайте переживания. Запомните! Если ребёнка расстроила какая-то ситуация, значит в ней для него что-то было ВАЖНО. И не всегда это конкретная вещь! Даже если вам кажется, что ситуация не стоит и слезинки, никогда не говорите это ребёнку!!! Например, первоклашка пришёл домой со школы в расстроенных чувствах. Оказалось, что он печалится из-за того, что его не спросили на уроке, когда он так старался и тянул руку. Обычная ситуация, правда? Я вам больше скажу, в старших классах он будет просто счастлив, если его в нужный момент не спросят. Но в первом классе для него это ВАЖНО. Важно проявить себя. Ваша задача в первую очередь не допустить фразу: «Подумаешь, ещё миллион уроков будет! Спросят на следующем! Это вообще не стоит того, чтобы плакать». Не обесценивайте!!
- Признайте эмоцию ребёнка. Дети чаще всего «сами по себе» не сформулируют вам в красивом предложении фразу о том, какую эмоцию они испытывают. В процессе воспитания ребёнка необходимо знакомить с эмоциями, учить распознавать их и правильно проявлять. Один из практических способов такого обучения – признание и ПРОГОВАРИВАНИЕ эмоции ребёнка. Малыш пришёл домой, плачет и всеми своими действиями показывает переживания о том, что его не спросили на уроке – обозначьте его эмоцию, скажите: «Малыш, я вижу, что ты печалишься/ты расстроен по поводу…» Таким образом, ребёнок почувствует, что может доверять вам свою эмоцию, ведь вы разглядели её во всей этой «несправедливой ситуации». Вы будто говорите ему «Малыш, с тобой всё в порядке, такая эмоция действительно есть и это нормально, что оно есть в ТЕБЕ!»
- Не судите и не осуждайте ребёнка за проявление эмоции. Печаль – это одна из тех эмоций, проявление которой «зажимается обществом». Существует огромное число стереотипов по поводу проявления детьми (да и взрослыми) данной эмоции: «Мальчики не плачут!», «Что ты нюни развесила!», «Страдаешь, как будто конец света!», «Опять заныла!» и всё в таком духе. Да, безусловно, когда ребёнок расстроен и причина его расстройства не глобальная, не нужно устраивать трагедию и переживать её всем семейством. Ребёнку в момент печали необходима ПОДДЕРЖКА взрослого, а не его оценка. Для того, чтобы ребенок уже во взрослом возрасте не делал из любой проблемы «трагедию вселенского масштаба» важно научить его формулировать причину печали и совместно искать способы её преодоления. «Если что-то случилось, мы должны понять, что именно произошло, и когда мы это поймём, мы обязательно сможем решить эту проблему!» (А.Курпатов)
- Выслушать ребенка, не перебивая. Для поиска способов преодоления печали, необходимо чтобы ребенок высказал все свои мысли по поводу ситуации. А если решить проблему нельзя (например, ребенок расстроился, что прям завтра нельзя уехать на море), то необходимо дать ребенку проявить эмоцию (чаще всего она выражается в плаче) и посочувствовать ему («Я понимаю, что тебе очень грустно оттого, что завтра мы не сможем купаться в тёплом море. Я тоже очень расстроена по этому поводу. Но мы можем придумать как сделать «море» дома. Поможешь мне?) Таким образом, ребёнок выплёскивает эмоцию, внутренне завершает для себя эту ситуацию и переключается на более интересную деятельность.
- Просто быть рядом и проявить ЛЮБОВЬ. Не зависимо оттого, каковы причины печали и какова значимость ситуации, в первую очередь любому ребёнку важно знать, что вы его ВСЁ РАВНО ЛЮБИТЕ, несмотря на то, что у него что-то не получилось, он чего-то лишился и тому подобное. Ему важно подтверждение вашей БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ. Поддержка в ситуации переживания печали – это залог безопасного психологического проживания данной эмоции. Наказывание или игнорирование за проявления грусти – риск воспитать человека, склонного к притворству и желанию избегать любых трудностей и препятствий.
Печаль – это базовая эмоция, которую испытывает человек практически с самого рождения.
Помогайте своим близким правильно переживать данную эмоцию. Если вы научите своего ребёнка проживать грусть, это облегчит ему жизнь. Проявляйте любовь и поддержку, это залог счастливого детства, в том числе в борьбе с печалями и грустью.