Найти тему

Эмоция печаль (грусть). Как правильно поддерживать своего ребенка в момент печали?

Оглавление

Каждый день мы испытываем огромный спектр эмоций, порой даже не замечая этого. Эмоции – универсальный язык, которым должен овладеть любой человек, потому что именно они определяют качество нашей жизни.

Современные родители росли в постсоветском пространстве, где практически все эмоции были под запретом. «Не смейся громко/не радуйся напоказ/не жалуйся на жизнь/не реви по пустякам» и так далее. Знакомо, не правда ли? Такое прошлое оставило огромный отпечаток на нашем эмоциональном интеллекте. Я знаю очень мало людей, которые умеют «работать со своими эмоциями», понимать и управлять ими. Соответственно, у эмоционально «не прокаченных» родителей нет возможности «прокачать» эмоциональный интеллект своих детей. Что является, на мой взгляд, грубой ошибкой в воспитании детей.

Сегодня мне хочется поделиться с вами советами о том, как правильно реагировать на такую эмоцию ребенка, как грусть (печаль). Данные советы можно использовать и в ситуациях, когда поддержка требуется взрослому человеку. Думаю, вы поймете, о чем я)

Печаль – эмоция, возникающая в случае потери кого-то или чего-то важного. Подчеркну: ВАЖНОГО. Придя в гости к друзьям и заметив на столе вкусное и необычное блюдо, мы не печалимся, если нам не нужно быть лучше друга в готовке. Обычно мы проявляем эмоцию интереса. Поэтому первую ошибку которую допускают родители, они очень часто ОБЕСЦЕНИВАЮТ и НЕ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЕ событию, которое расстроило ребёнка.

5 советов: «Как правильно поддержать ребёнка»:

  1. Не обесценивайте переживания. Запомните! Если ребёнка расстроила какая-то ситуация, значит в ней для него что-то было ВАЖНО. И не всегда это конкретная вещь! Даже если вам кажется, что ситуация не стоит и слезинки, никогда не говорите это ребёнку!!! Например, первоклашка пришёл домой со школы в расстроенных чувствах. Оказалось, что он печалится из-за того, что его не спросили на уроке, когда он так старался и тянул руку. Обычная ситуация, правда? Я вам больше скажу, в старших классах он будет просто счастлив, если его в нужный момент не спросят. Но в первом классе для него это ВАЖНО. Важно проявить себя. Ваша задача в первую очередь не допустить фразу: «Подумаешь, ещё миллион уроков будет! Спросят на следующем! Это вообще не стоит того, чтобы плакать». Не обесценивайте!!
  2. Признайте эмоцию ребёнка. Дети чаще всего «сами по себе» не сформулируют вам в красивом предложении фразу о том, какую эмоцию они испытывают. В процессе воспитания ребёнка необходимо знакомить с эмоциями, учить распознавать их и правильно проявлять. Один из практических способов такого обучения – признание и ПРОГОВАРИВАНИЕ эмоции ребёнка. Малыш пришёл домой, плачет и всеми своими действиями показывает переживания о том, что его не спросили на уроке – обозначьте его эмоцию, скажите: «Малыш, я вижу, что ты печалишься/ты расстроен по поводу…» Таким образом, ребёнок почувствует, что может доверять вам свою эмоцию, ведь вы разглядели её во всей этой «несправедливой ситуации». Вы будто говорите ему «Малыш, с тобой всё в порядке, такая эмоция действительно есть и это нормально, что оно есть в ТЕБЕ!»
  3. Не судите и не осуждайте ребёнка за проявление эмоции. Печаль – это одна из тех эмоций, проявление которой «зажимается обществом». Существует огромное число стереотипов по поводу проявления детьми (да и взрослыми) данной эмоции: «Мальчики не плачут!», «Что ты нюни развесила!», «Страдаешь, как будто конец света!», «Опять заныла!» и всё в таком духе. Да, безусловно, когда ребёнок расстроен и причина его расстройства не глобальная, не нужно устраивать трагедию и переживать её всем семейством. Ребёнку в момент печали необходима ПОДДЕРЖКА взрослого, а не его оценка. Для того, чтобы ребенок уже во взрослом возрасте не делал из любой проблемы «трагедию вселенского масштаба» важно научить его формулировать причину печали и совместно искать способы её преодоления. «Если что-то случилось, мы должны понять, что именно произошло, и когда мы это поймём, мы обязательно сможем решить эту проблему!» (А.Курпатов)
  4. Выслушать ребенка, не перебивая. Для поиска способов преодоления печали, необходимо чтобы ребенок высказал все свои мысли по поводу ситуации. А если решить проблему нельзя (например, ребенок расстроился, что прям завтра нельзя уехать на море), то необходимо дать ребенку проявить эмоцию (чаще всего она выражается в плаче) и посочувствовать ему («Я понимаю, что тебе очень грустно оттого, что завтра мы не сможем купаться в тёплом море. Я тоже очень расстроена по этому поводу. Но мы можем придумать как сделать «море» дома. Поможешь мне?) Таким образом, ребёнок выплёскивает эмоцию, внутренне завершает для себя эту ситуацию и переключается на более интересную деятельность.
  5. Просто быть рядом и проявить ЛЮБОВЬ. Не зависимо оттого, каковы причины печали и какова значимость ситуации, в первую очередь любому ребёнку важно знать, что вы его ВСЁ РАВНО ЛЮБИТЕ, несмотря на то, что у него что-то не получилось, он чего-то лишился и тому подобное. Ему важно подтверждение вашей БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ. Поддержка в ситуации переживания печали – это залог безопасного психологического проживания данной эмоции. Наказывание или игнорирование за проявления грусти – риск воспитать человека, склонного к притворству и желанию избегать любых трудностей и препятствий.

Печаль – это базовая эмоция, которую испытывает человек практически с самого рождения.

Помогайте своим близким правильно переживать данную эмоцию. Если вы научите своего ребёнка проживать грусть, это облегчит ему жизнь. Проявляйте любовь и поддержку, это залог счастливого детства, в том числе в борьбе с печалями и грустью.

Любите своих детей и показывайте им свою любовь!