Нейропсихология творчества
Что такое творчество?
Для каждого человека понимание «творчества» своё. Творчество – это процесс, когда человек что-то творит, создаёт нечто новое. Для кого-то творчество – это конкретный результат - когда не было предмета и вот он есть, по сути, создание нового продукта.
Есть общее понимание творчества – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество включает в себя 4 важных параметра:
1. Творческая личность;
2. Творческая ситуация, в результате которой творчество способно развиваться и достигать новых высот;
3. Творческий процесс от начала и до конца;
4. Результат творчества.
Есть один очень важный параметр, о котором многие родители даже не задумываются. Это– новизна. Если ребёнок посещает кружки, например, танцевальную, художественную школу, это не гарантирует вам, что там ребёнок будет заниматься творчеством. Вы можете спросить: «Ну как же так?» Там есть рисование, мы рисуем по образцу, мы обучаемся этому навыку, мы ходим на робототехнику и учимся программировать, но сами никакой продукт новый мы ещё не создали- то есть ребёнок сам ещё не творит. Нам важен не столько момент, когда ребёнок ходит на уроки рисования, сколько когда он начинает создавать картину не по образцу, а САМ.
Как работает наш мозг? Чтобы мы смогли что-то творить, наш мозг сначала накапливает понемногу необходимых знаний, мы набираемся определенного опыта, и это становится частью нашей личности. Мы аккумулируем в себе эти знания и умения. И когда мы осознаём и применяем в жизни эти умения, находимся в ситуации взаимодействия с этим опытом, наш мозг на основе ранее приобретённых знаний делает шаг вперёд и достигает ступень, когда из этих знаний, ты собираешь новый образ. Вот оно - творчество.
Если ребёнок просто ходит в художественную школу, но не рисует дома то, что ему хочется и как хочется, то это ещё не творчество. И наша задача будет заключаться в том, чтобы развивать его в этом направлении. В направлении свободного творчества.
Когда мы говорим о творчестве, это - не обязательно продукт, который мы можем потрогать. Это может быть новая творческая мысль, творческий подход. Когда мы хотим, чтобы эта мысль к нам пришла, это, по сути, творческое решение и подход к решению проблем (обычных, бытовых, базовых), мы должны создать информационный вакуум. Творческая мысль рождается только в свободном потоке. Если ваш ребёнок ходит на спорт, в художественную школу, к нейропсихологу и весь день от начала до конца занят, и у него нет свободного времени на личное "ничегонеделание" (либо игру), то у его мозга нет такого состояния, с точки зрения нейрофизиологии, когда он находится в свободном потоке деятельности. Именно в этом свободном потоке, когда ты расслаблен и ни о чем не думаешь, тогда начинают генерироваться наши творческие начала. Когда ребёнок вечно занят, мозгу некогда успокоиться, чтобы создать пласт свободного творчества и придумать что-то новое. Поэтому обратите внимание, есть ли у ребёнка свободное время? Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал творить, дайте ему заниматься дома тем, чем он занимается в течение дня. Захотел – начал рисовать, танцевать, играть на фортепиано.
Как сказал великий И. Гёте: "Таланты образуются в покое, характеры — среди житейских бурь".