Найти тему

ЗАГАДКИ ПОПУЛЯРНОЙ КЛАССИКИ

Одна из самых узнаваемых классических мелодий принадлежит Людвигу ван Бетховену. Первоначально композитор озаглавил ее как багатель № 25 ля минор, «Für Elise» («К Элизе») является подзаголовком фортепианной миниатюры.

Произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора, биографом и исследователем творчества Бетховена Людвигом Нолем, который обнаружил рукопись в 1865 году. Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик, урожденной Мальфатти. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к увертюре «Эгмонт», что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

-2

Историки утверждают, что у Бетховена была дислексия. Суть этой болезни в нарушении речи и, как следствие, письма. Вот и обнаруженную бумагу с нотами мелодии пришлось буквально расшифровывать. При этом Людвиг Ноль был больше увлечен восстановлением самой музыки, нежели ее названия (точнее, посвящения), а, во-вторых, вскоре после публикации собственной расшифровки каким-то образом потерял оригинал. Есть много версий кто такая Элиза. По одной из них, Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена «К Терезе», т.е. посвящена уже упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена.

-3

По другой версии, этой женщиной была оперная певица Элизабет Рёкель, в 1813-м году ставшая женой друга Бетховена, композитора и пианиста Иоганна Гуммеля. Сохранились упоминания о том, Бетховен однажды делал ей предложение, но получил отказ. Элиза была дружна с Бетховеном до конца его дней, она посетила композитора в предсмертные часы и срезала с его головы на память локон волос.

Самая невероятная версия утверждает, что композитор посвятил свою пьесу Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I. К кому обращался через музыку Людвиг ван Бетховен, мы никогда не узнаем точно. Точно одно - это произведение постоянно привлекало исполнителей разных стран и эпох. Сохранилось большое количество интересных исполнений и оригинальных обработок.

Классическое исполнение можно услышать на грампластинке в исполнении советской пианистки, композитора, народной артистки СССР Татьяны Николаевой.

Интересную обработку в стиле «хэви-метал» выполнил немецкий коллектив Accept, который презентовал ее в 1985 году. Чуть позже уже исполнители из Норвегии, известные под названием Dimmu Borgir представили свою кавер-версию этой композиции, выполненную в том же стиле.

Многим меломанам полюбилась блюзовая версия «К Элизе», записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году. Японская девичья идол-группа Shiritsu Ebisu Chugaku использовала фрагмент «К Элизе» в своей песне «Karikeiyaku no Cinderella» в 2012 году.

Песня Катерины Валенте и Сильвио Франческо «Rote Rosen werden blüh’n» была популярна в Европе в 1959 году.

Итальянский гитарный квартет 40 Fingers в 2021 году записал версию композиции в стиле фламенко.

Приходите в библиотеку слушать музыку, читать книги, разгадывать секреты известных произведений!