Вчерашним днём в мире состоялась премьера четвёртого фильм о Боге грома под названием «Тор: Любовь Гром», постановкой которого занимался автор прошлой части, новозеландский режиссёр Тайка Вайтити, получивший Оскар за лучший адаптированный сценарий к фильму «Кролик Джоджо».
Рассматривая киновселенную Marvel в сегодняшнем времени, поневоле ограничиваешься одним лишь тяжким вздохом. Некогда целостная и грамотно продуманная франшиза стала напоминать затерявшееся в океане судно, которое отчаянно пытается разыскать новый курс. Канонические сериалы от Дисней+ оказались не более, чем попыткой сэкономить на рассказах масштабных историй, а полнометражные проекты тем временем скачут от бессмысленных сольных похождений в духе «Чёрной Вдовы» до исключительно фансервисного развлечения в виде последнего «Человека-Паука».
Что касается самого Тора, его первые годы в рамках этой вселенной с трудом получится назвать гладкими. До прихода к штурвалу Тайки Вайтити, образ асгардского воина смотрелся откровенно тухло, а его приключения не вызывали особого интереса. Крис Хемсворт, исполнитель этой роли с 2011-ого года, в своё время заявил, что он будет продолжать играть Тора столько, сколько сможет, поскольку Вайтити возродил в нём интерес к этому образу - на момент выхода второй части Крис был истощён персонажем и нелестно отзывался о собственной работе в «Царстве тьмы». По мнению актёра, история сиквела никак не развивала Тора, в то время как в остальных фильмах он зачастую располагался на втором плане и не привносил в сюжет какой-либо искры.
Вместе же с выходом третьей части с подзаголовком «Рагнарёк» мир Тора заиграл свежими красками - Тайка Вайтити вдохнул в унывающего героя новую жизнь, уйдя в противоположную сторону от скандинавской мифологии. Вместо неё нас ждала увлекательная космоопера, отдалённо напоминающая «Стражей Галактики» Джеймса Ганна: тот же сюжетный задор, шикарнейший саундтрек и предельная безбашенность в поведении действующих лиц. Впрочем, специфичный юмор новозеландского постановщика пришёлся по душе далеко не всем. Кто-то обнаружил в нём ловкий способ развеять серость былых похождений Хэмсворта, другие же буквально плевались от низкопробных шуток. Так или иначе, студийные боссы были в полном восторге от столь удачной смены режиссёра и потому сразу заключили с ним контракт на постановку следующей части.
В отличие от ранее упомянутого «Рагнарёка» новый фильм изучает Тора с куда более интересной и порой даже неожиданной стороны.
На сей раз Бог грома задумывается над тем, чтобы сложить оружие и провести финальную черту для своих супергеройских похождений. Одинсон всерьёз задаётся вопросом своего места в огромной галактике и решает найти себя, насладиться жизнью без участия во всевозможных битвах. Однако столь роскошному плану не суждено сбыться, ведь на горизонте появляется давняя любовь Тора - Джейн Фостер, которая загадочным образом получает восстановившейся Мьелнир и его могущественную силу. Вместе этой парочке предстоит столкнуться с Горром, сыгранным Кристианом Бейлом. Плохиш намерен уничтожить всех Богов во вселенной, поскольку те, по его мнению, способны думать только о своей собственной шкуре, а не о жизнях невинных народов.
«Рагнарёк» напоминал безумнейшую вечеринку, где царила праздничная атмосфера. «Любовь и Гром» сохраняет подобный настрой, но в то же время сюжет здесь порой выходит за рамки привычной формулы Marvel, а под конец и вовсе ударяется в спонтанный трагизм - тематически он более глубокий, чем предыдущий фильм. Это далеко не серьёзная история и уж тем более не душераздирающая драма, однако Вайтити работает с важными идеями, которые волнуют многих людей в действительности — универсальные темы о любви и утрате, о нашем уникальном месте в необъятном мире. В своих перерывах по ходу бурных приключений Тор и остальные персонажи размышляют: "В чём заключается наша судьба? Что делает нас героями?".
В этом плане «Любовь и Гром» напоминает историю о кризисе среднего возраста. Режиссёр дурачится по полной, наполняя ленту прекрасным саундтреком (всегда приятно услышать «Novermer Rain») и бурным экшном (особенная похвала уходит десятиминутному сражению в чёрно-белом формате), но он также не забывает и оставлять в сюжете места для эмоциональных моментов, которые определяют суть четвёртой части, и это вопрос о том, делаем ли мы достаточно друг для друга, или же заботимся исключительно сами о себе.
Как ни крути, а Вайтити умеет удивлять - после двух трейлеров народ выстроил сотни различных теорий, но в конечном счёте фильм ловко разрушил большую их часть. Там, где напрашивается самый клишированный исход событий, сюжет резко сворачивает в другую сторону и выдаёт неожиданный результат, словно дразня зрителей. В особенности это касается возвращения Джейн Фостер. Весь её путь складывается отнюдь не так, как можно было предположить раньше. Все ответы на неловкие вопросы о её перевоплощении в Тора оказались, на удивление, чёткими и не нарушающими рамки уставленного канона. Вопреки скромному хронометражу в два часа фильм успевает бережно раскрыть каждую деталь в характерах героев. Таким образом, вместо феминистического комментария мы получаем трогательную линию с Джейн, которая время от времени превращает местную историю в ромком.
А вот что разочаровывает во всей этой, казалось бы, безупречной картине, так это визуальные эффекты. Фильм создавался в рамках бушующей пандемии: из-за вынужденных переносов производства на несколько месяцев пошли и серьёзные убытки — студиям пришлось распускать сотрудников, экономить на зарплатах, оставив сотни профессионалов без работы, это же всё касается и художников-VFX. Были закрыты несколько офисов, студий, а пандемия всё не прекращалась и не прекращалась. Какие-то проекты из-за этого подверглись также переработке сценария, и даже поныне индустрия не оправилась от этого целиком. В одной из экшн-сцен, разворачивающейся в Новом Асгарде, движения Тора и его ближайшего окружения (обычных людей, не каких-нибудь инопланетных существ), кажутся настолько неестественными, что поневоле задаёшься вопросом: "Что вообще происходит? Куда мы попали?".
Удивление достигает своего пика, когда команда Тора отправляется в гости к Зевсу, сыгранному Расселом Кроу. Бескрайние красоты его владений настолько поражают сознание, что ты просто отказываешься верить в прошлые, халтурно выполненные сцены. Собственно, такое различие лучше всего отображает в себе состояние графики - визуал здесь то и дело скачет от впечатляющих и проработанных кадров до смехотворного хромакея и дешёвой анимации.
Возвращаясь к достоинствам четвёртого «Тора», отдельным пунктом необходимо остановиться на его главном украшении - основном антагонисте в лице убийцы Богов, Горра. Устрашающий дизайн персонажа не стал его единственной изюминкой.
В данном случае Вайтити явно придерживался давнего, проверенного концепта «каждый злодей- герой собственной истории». Наблюдая за действиями Горра, ты полностью сопереживаешь его судьбе. Убийца Богов переполнен гневом, яростью и чувством вины. Душевные травмы - это то, что делает персонажей как супергероем, так и злодеем. Та боль, что скрывается внутри персонажа Бейла, чётко прослеживается на протяжении всей истории и помогает лучше понять планы антагониста, образовать к нему не столько симпатию, сколько сожаление. В финале все эти эмоции удваиваются, ведь последние сцены с участие Горра запоминаются больше всего - двухчасовая комедия с любовными неловкостями и забавными отсылками к поп-культуре внезапно превращается в трагичный рассказ о том, почему все люди на свете так нуждаются всего лишь в одной единственной вещи - желании быть любимыми.
«Любовь Гром» по-детски безумен. Но даже вопреки такой наивной атмосфере здесь больше авторского подчерка и оригинальных творческих решений, чем в любых фильмах или сериалах вселенной Marvel, вышедших за последнее время. «Локи» и «Лунный Рыцарь» смогли частично привнести в неё какую-то свежесть, но структурно четвёртая фаза максимально хаотична - будто бы перед тобой рассыпаны многочисленные куски совершенно различных пазлов, а Кевину Файги уже нет и дела до какой-либо новизны и желания хотя бы минимально экспериментировать с повествованием в новых этапах киновселенной. Кажется, что последняя надежда держится за людьми наподобие Тайки Вайтити и Джеймса Ганна с его будущим триквелом о Стражах Галактики.
«Тор: Любовь Гром» - красочное приключение с интересными сюжетными мотивами и сказочным духом, которые помогает очередной истории о Боге грома не удариться во вторичное уныние. Может, слабейшая графика и своеобразная подача юмора слегка и портят общее впечатление, но они точно не отнимают у фильма отличного режиссёрского стиля, который так нужен сегодняшней студии Marvel, переставшей идти на риски и ударившейся в предельно незамысловатые истории, которые порой не отличишь от друг от друга - настолько они тусклы и однотипны. На помощь наконец-таки пришли любовь да гром, а стало быть в этой киновселенной ещё осталось место для чего-то оригинального, не опирающегося на фактор неизменной ностальгии.
Судя по значимым сценам после титров в последнем «Торе», Тайка Вайтити намерен снять свою полноценную трилогию с с Крис Хэмсвортом, который до сих пор не готов покидать франшизу, предпочитая и дальше сиять во всей красе.
Такой расклад, конечно же, радует. В конце концов, у последней части действительно чувствуется душа, а заодно и огромный простор для продолжений.