Найти тему
Изнанка

Катерина и Аля

Алевтина родилась в 1942 году, в холодное, голодное, страшное, бедное военное время. Её мать, Катерина, была женщиной суровой, работала ещё до войны дорожной рабочей. Сначала строили они дорогу автомобильную, крупную трассу, проходившую через райцентр потом перешла Катерина работать на железную дорогу шпалоукладчицей. Часто ездили их ремонтный поезд по городам и весям, жили в вагончиках да бараках. Ну и Аля, конечно, кочевала вместе с матерью. 

Катерина дочь очень любила, а суровый её характер был ожесточен со временем. Работа у неё была тяжкая, красотой Катерина не блистала. Впрочем, как положено, в восемнадцать лет вышла замуж. Да за парня симпатичного по местным деревенским меркам, за Виктора. Девки за ним бегали, но выбрал он тихую, спокойную, работящую Катерину. Была она тогда тонкой и звонкой девочкой, как и все, хотела любви и семью. Виктора она любила, да и чего б не любить - красивый, не пьёт, работает. Она, конечно, понимала, что Витя на ней женился не то, чтобы по любви, скорее из расчёта - некрасивую жену иметь спокойнее. Ну, Катя уж старалась, чтоб он не пожалел: дом держала в чистоте, во всём слушалась.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Для нежностей каких или изысков в кулинарии и в спальне не было ни привычки ни времени - все тогда трудились тяжело рук не покладая. Да и не избалована Катерина и сама была любовью. Родители были люди жесткие, деревенские. Когда у худенькой десятилетней Кати появились на локтях и коленях, да на шее розовые пятна, которые не проходили и чесались, мать её поколотила - что болтается не пойми где, что грязнуля. Когда пятна стали шелушиться и множиться, полезли по всему телу, появились язвы, батька посадил плачущую Катьку в корыто и стал поливать керосином, мать терла крапивой. Катерине было больно, очень, она плакала, но сидела. Родители ведь лучше знают, да и кто её замуж возьмёт такую в струпьях. Про псориаз тогда и знать не знали, куда уж там, а медиков не было в округе отродясь. Так что терпеть Катя научилась уже тогда. Болезнь после подросткового возраста ушла, замуж она вышла. Да так и терпела молча, сжав губы в суровую линию, стиснув зубы. Терпела супружеский долг, терпела нечеловеческие нагрузки на работе, потом и терпела начавшиеся почти сразу после свадьбы периодические измены мужа. Родилась Алевтина, и беременность и роды были очень тяжёлыми, изношенный тяжким неженским трудом организм с таким испытанием еле справился. Шла война, было страшно, а тут ещё и ребёнок. Болезнь вернулась снова после родов пуще прежнего, да ещё и надоравалась, видно, на работе, а теперь, как родила, стала выпадать матка. Было Кате больно, страшно, тяжело как никогда в жизни, она, как обычно, терпела молча, только губы всё больше сжимала. Старые женщины на её беду сказали, что с мужем ей больше спать не надо и детей рожать нельзя. Да ей и не хотелось, а вроде нужно. Но Виктор даже трогать жену брезговал. Уж очень его пугали струпья на теле и некрасивый вид выпавших в самом интимном месте органов, а в углу надрывалась без остановки маленькая Аля. И Виктора призвали на фронт, а он уж и сам рвался не от патриотизма, но чтоб сбежать из дому. Так Катерина с маленькой Алевтиной осталась одна.

 Катерина понимала, что дочь, хоть её появление на свет и вызвало такие последствия, хоть и усложнило и без того непростую жизнь, но была для неё теперь всем - смыслом жизни, единственным любимым существом. Но вот нежничать было некогда - дочь надо было кормить. Катя оставляла маленькую Алю в избе, а сама работала. Вот вернется муж с войны, будет легче. Хоть и обижена была Катерина на него, за брезгливость, за измены, за то, что не помогал. А всё ж муж. Да и что с него взять, мужик же. Думала она. И ждала Виктора. 

Войну кое-как пережили. От Виктора писем не было все годы. Уже в деревню начали возвращаться к соседкам мужья, сыновья, братья. Кому-то пришли похоронки. А от катиного мужа ни весточки.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

И уже через несколько месяцев прислал он письмо, сам, живой, значит. Написал, что жить он так как до войны больше не может и не хочет, что больная и некрасивая, ещё поди и заразная жена ему не нужна, что хочет он ещё "любви физической и во всех смыслах и сынка", что встретил он уже женщину, у неё свой дом в большом селе и что, ты, Катерина, не волнуйся за него и сюда не пиши. Про дочь ни слова не написал, не спросил.

Стыдно было Катерине такое в деревне людям сказать. И напросилась она на работу в город, там как раз железнодорожные пути восстанавливали. Взяла маленькую Алю и тихо уехала. Дали им там вагончик. Из удобств кровать сеткой да старый примус. Так и стали жить. 

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Работа была тяжёлая, грязная, кочевая - то там кладут пути, то тут. Так и мотались по вагончикам. Аля одна дома, мать на работе. Алевтина, как только чуть подросла, лет с пяти, стала убираться, готовить им с мамой. В семь лет пошла в школу, они тогда в городе жили, на Украине, стоили дорогу. Прожили там год, вернулись на родную землю и потом всё больше переезжали по своей области. Но школы Аля всё равно меняла, а порой и пропускала подолгу, теряла год. А через десять лет дали им с мамой в городе малюсенькую, но свою квартирку. Ох и счастье было! Не просто так Катерина трудилась честно и самоотверженно, за один случай ей дали орден, а потом и квартиру выделили. Но это уже другая история.

Отца Алевтина не помнила. Мать про него не говорила, только губы сжимала. Других мужчин у неё потом не было. В свои тридцать с небольшим Катерина уже точно была уверена, что все мужчины одним лыком шиты, всем им одно надо, ни пользы ни радости от них никакой и связываться с ними не стоит. Она понимала, конечно, что дочь захочет замуж, семью, наверное. Но Катерина учила Алю быть и ними глаз да глаз, лишнего не позволять, не верить, сладкие речи не слушать, если надо замуж - а уж потом остальное. Хотя замужества дочери Катя очень боялась, но точно решила, что если уж быть тому, то Алевтину она в обиду не даст ни одному мужику. Да Аля пока была мала не думала об этом. А чуть повзрослев стала грустить. Она росла в полном одиночестве, мать была всё время на работе, подруг особо не было. В отличие от аскетичной матери, которой главное было, чтоб крыша над головой да с голоду не умереть (впрочем, ради этого ей приходилось рвать жилы), Але так хотелось дома, уюта, чтоб было тепло и не одиноко. Она не знала как это, как проявляется любовь или забота, ещё не в полной мере понимала, что мать ради неё делает, а значит любит. Как любому ребёнку ей хотелось более простых и очевидных проявлений любви - объятий, ласковых слов, она ещё не понимала того героизма, что кроется в молчаливом упорном труде ради выживания любимого человека. Катерина и хотела бы приласкать дочь, но после предательства мужа зареклась проявлять свои чувства, да и саму возможность их существования отрицала. Дочь жива, не голодает, одета и обута, ходит в школу - ради этого и нужно жить и трудиться.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Катя была строга. Она привыкла уже давно всё сама, поэтому и дочь получила слушаться, и на работе все старались делать как говорит Катерина. Жизнью дочери она управляла в полной мере, так уж боялась, что с ней случится хоть что-то плохое. Алевтина была девочкой ведомой, послушной, мягкой, без пререканий приняла авторитет матери. Сама Аля не умела особо ни просить, ни спрашивать, ни решать какие-то проблемы, всё это всегда делала жёсткая, суровая Катерина. Аля умела слушаться, готовить и прибираться. И ей больше всего на свете хотелось иметь свой собственный дом, чтоб никуда не ехать больше, чтоб в доме этом она б навела уют и красоту, чтоб была там мягкая кровать и вкусная еда, вазы, сервизы, красивые занавески, чтоб всё как у людей. И чтоб в этом доме она могла как в ракушке, спрятаться от мира и всех забот. И чтоб самой быть хозяйкой - и такая мысль робко ютилась в сознании Али. Учиться ей не очень нравилось, больше хотелось скорее домой. Не мечтала она стать, как некоторые одноклассницы, ни ударницей, ни врачом, ни учителем, ни бухгалтером. Не понятно что хотелось, просто тепла и уюта. А в старших классах жуть как захотелось семью. 

Тогда, в 15 лет ей это казалось как игра в дочки-матери, она, несмотря на негативный настрой мамы, видела такую картинку: вот они с красивым мужем идут, улыбаются друг другу, он ей зарплату приносит, а она ему пироги печет, хлопочет по дому, дети у них хорошие, она с ними играет, журит их, а все вокруг видят и знают, что вот у Альки семья какая, муж есть и квартира, она такая правильная и хорошая женщина, порядочная и счастливая, не как мать. Маму, конечно, Алевтина любила, но возраст давал о себе знать, уже нравились мальчики и чего-то в жизни нужно было добиться, и уже пора б мужа слушаться. Катерина хотела, конечно, дочери счастья, но в душу не лезла, только всё чаще стала поучать дочь - будь честной девушкой, будь осторожнее, не рвись к мальчикам, волей не волей транслировала своё негативное отношение к мужчинам. Чем очень досадовала Алю, которая так хотела семью, верила, что есть хорошие молодые люди, но с матерью спорить не смела. 

После 10 класса Аля пошла работать как о мама на железную дорогу, рабочей. Мать была не рада такому решению и при первой возможности, хоть Аля и не хотела, отправила дочь в техникум на долгие три года в другой город. Там и началась у Алевтины другая жизнь.

Продолжение

#детивойны #историиреальныхлюдей #судьбаженщины #послевоенноевремя #семья #историиизжизни #женскаядоля