Найти тему
NANA M.

Петр и Февронья. Обещать - не значит жениться

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели. 8 июля, теперь и официально, наша страна отмечает праздник Семьи, любви и верности.

Основой для этого замечательного праздника стала "история любви" канонизированных Князя Петра и простолюдинки Февроньи, почитаемых именно 8 июля. Впервые о них, как о празднике их любви, заговорили у нас где-то в 2005 году. Мы, как всегда, празднуем всё: и православные праздники, и коммунистические, и языческие. Ну, да ладно.

История так называемой любви Петра и Февроньи считается эталоном супружеских отношений, хотя при внимательном изучении вопроса, становится ясно, что с супружескими отношениями у них было не всё просто, а тем более не эталонно - они скорее плод жестокого шантажа.

Оговорюсь сразу: я не имею намерения оскорбить чьи- либо чувства, но просто своим материалистическим умом и скептическим отношением ко всякого рода чудесам, хочу разобраться в чём смысл этого всего и поделиться с вами.

Как появилось житие Петра и Февронии.

Житие Петра и Февроньи написал Ермолай Прегрешный, в иночестве Еразм, в 16 веке. Ермолай был широко известен, как литератор в эпоху Ивана Грозного. До этого, с позволения сказать,произведения, Пётр и Февронья известны не были нигде.

Полное оригинальное и очень длинное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии».

История - женщина очень непростая, хитрая и продуманная. Всё зависит от того когда, для кого и зачем она пишется. А пишется она людьми со всеми их пороками и недостатками, а также желанием угодить заказчику. И многие её или приукрашивают, или принижают, или искажают вовсе, а то и такое придумают, чего не было никогда и быть не могла ни при каких обстоятельствах.

Бывает, что многие годы о каком-то событии все знают одно, но потом вдруг "бац, и вторая смена" - всё было совсем не так, и было ли, и с этими ли людьми...

Так и в нашем случае. А был ли мальчик? Житие этих двух людей придумано и написано по заказу.

Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году., - Википедия.

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о ком из исторических личностей было написано это произведение.

Одни говорят, что это был князь Давид и его жена Ефросинья, в иночестве Пётр и Феврония, которые скончались в 1228 году. И эта пара считается наиболее вероятной, как прототипы. Другие, что это были Пётр и Февронья, княжившие в Муроме в 14 веке.

Произведение было написано уже в 16 веке - в 1546 году Ермолаем Прегрешным, сразу после того как Петр и Феврония были канонизированы. Имеет место быть "заказуха" образца 16 го века - сначала канонизировали, потом быстренько дописали то, что требовалось. Преставилась эта парочка в 13 веке, якобы даже в один день, но о них нет ни одного источника того времени, который бы их упомянул. Все же Петр это целый князь и он не мог не быть упомянут хоть где-то!

По мнению некоторых исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змее и сказка о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической.

(Агиогра́фия (от др.-греч. ἅγιος «святой» и γράφω «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития́ святых, богословские и историко-церковные аспекты святости).

Так, с этим понятно. А что же фабула, развитие сюжета.? О, тут не менее интересно. Будем отталкиваться от произведения Ермолая, но адаптировать его, так оно очень объёмное.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Правил в городе Муроме князь Павел. И была у него неверная жена, к которой прилетал Змей и блудодействовал с ней, принимая образ её мужа. Каким-то образом через время женщина раскусила его (вот пример несуразицы - где Змей, а где простая женщина? Но она оказалась сильнее) и пожаловалась мужу, что уступила дьявольскому наваждению. Поняла, пожаловалась, но отношения не прекратила. Какой пассаж!

Тогда Павел приказал ей на следующем свидании (?!) выведать у злодея тайну его смерти. Помните, где смерть Кощея? В игле, игла в яйце, яйцо в утке. Но тут всё было сложнее: Змей рассказал, что суждено ему погибнуть "от Петрова плеча и Агрикова меча". Почему не от руки оскорблённого мужа? Так было надо.

И младший брат Павла Пётр, узнав об этом, тот же час решил привести приговор насильнику в исполнение. Но была одна загвоздка: никто не знал, где этот меч и у кого хранится.

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик - сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять.

Как меч оказался на Руси? История об этом умалчивает. Говорят, что им владел ещё Андрей Боголюбский.

Тут явная аналогия с Георгием Победоносцем, убившим змея.

Фото из открытых источников. Святой Георгий Победоносец поражающий змея.
Фото из открытых источников. Святой Георгий Победоносец поражающий змея.

Пётр слышал об  Агриковом мече, но не знал, где его искать.

"Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в Крестовоздвиженский храм молиться. Тут ему является ангел в виде отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной» И он показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены "

Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч, Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях.

И тут у меня вопрос: как он мог зайти в терем к княгине? А терем это помещение для женщин. И, как известно, в терем, как и в гарем, был воспрещен вход посторонним мужчинам старше 12 лет, лишь хозяин дома да священник могли переступить порог женской половины боярского дома, где разрешалось находиться только детям (мальчикам лишь до вышеуказанного возраста), кормилицам, нянечкам и сенным девкам.

Ну, да ладно. Вошёл и вошёл.

Удостоверившись, (как это им всё удавалось?), что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами.

По одним сведениям это была проказа.

А вот по другим...это была совсем другая болячка, которая упоминается и в Домострое 16-го века. Предположение выдвигается по той причине, что в то время эта болячка считалась Божьей карой- собственно это был для писателя Ермолая один из примеров "божественного промысла", которым можно было "одарить" Петра.

Ермолай Прегрешный скорее всего красочно на страницах своей книги описывает именно эту напасть, которая как раз в 16 веке добралась и до нас - через Великое Княжество Литовское, причем с не меньшим размахом, чем в Европе.

"В лето от сотворения мира семь тысяч пятое, а после рождества Христова тысяча четыреста девяносто седьмое собрал король польский Альбрехт великое множество своего войска и со всеми силами Польского королевства, изготовившись и вооружившись, пошёл на конях против молдавского воеводы Стефана… В том же году в Литовской земле был большой голод и стали распространяться среди людей французские болезни…"

Вот ничего хорошего от этого запада никогда не было и не будет.

А, что было дальше вы прочтёте в продолжении моей статьи.