Найти в Дзене

«Мало-помалу я начал понимать, что люди не рождаются несчастными»

Мы продолжаем рассказывать о первой женщине-медике в России Надежде Сусловой. История ее жизни похожа на роман «Что делать?», поэтому сегодня мы знакомимся с новым романтическим героем! Он родился в 1842 г., на несколько месяцев раньше Надежды Сусловой. Родиной его была одна из коммун на севере Швейцарии - Гонтеншвиль, в которой жили в основном швейцарские немцы. Поселение было известно своей ткацкой фабрикой, источником минеральных вод, а еще там был независимый реформатский приход. Наш герой - первенец пастора этого самого прихода - Иоганна Фридриха Эрисмана и его жены Вильгельмины. При крещении его нарекли Гульдрейхом Фридрихом. Вслед за сыном у пары рождаются две дочери. Но спустя 4 года после рождения мальчика на семью обрушивается череда несчастий: внезапно умирает отец, а вскоре эпидемия скарлатины уносит обеих дочерей. Мать решает больше не выходить замуж и посвящает жизнь первенцу. Сам он вспоминал в своих письмах, что мать всегда проявляла к ему безграничную любовь. Но жизнь
Оглавление

Мы продолжаем рассказывать о первой женщине-медике в России Надежде Сусловой. История ее жизни похожа на роман «Что делать?», поэтому сегодня мы знакомимся с новым романтическим героем!

Он родился в 1842 г., на несколько месяцев раньше Надежды Сусловой. Родиной его была одна из коммун на севере Швейцарии - Гонтеншвиль, в которой жили в основном швейцарские немцы. Поселение было известно своей ткацкой фабрикой, источником минеральных вод, а еще там был независимый реформатский приход. Наш герой - первенец пастора этого самого прихода - Иоганна Фридриха Эрисмана и его жены Вильгельмины. При крещении его нарекли Гульдрейхом Фридрихом.

Кирха Гонтеншвиля, кантон Арау, Швейцария
Кирха Гонтеншвиля, кантон Арау, Швейцария

Вслед за сыном у пары рождаются две дочери. Но спустя 4 года после рождения мальчика на семью обрушивается череда несчастий: внезапно умирает отец, а вскоре эпидемия скарлатины уносит обеих дочерей. Мать решает больше не выходить замуж и посвящает жизнь первенцу. Сам он вспоминал в своих письмах, что мать всегда проявляла к ему безграничную любовь. Но жизнь семьи потерявшей кормильца не была легкой в XIX веке. И мать понимала, что сыну придется зарабатывать себе на жизнь.

Каким же вырос Гульдрейх Эрисман? Был ли он бунтарем, как престало «новому человеку», которым так стремились стать его сверстники в России?

Проучившись несколько лет в сельской школе, мальчик поступил в классическую гимназию в столице родного кантона, городе Арау. Гимназия славилась качественным гуманитарным образованием. Но подростку было не интересно изучать филологию, которую в большом объеме преподавали там. И, словно в пику всем, в возрасте с 12 до 16 лет он занимался только естественными науками, буквально ставшими смыслом его жизни. И это увлечение определило всю дальнейшую жизнь нашего героя.

Юноша казался стройным и высоким, хотя был скорее среднего роста, глаза у него были серо-голубые, большие и добрые. Через много лет Эрисмана, рыжеватого блондина, по моде того времени носившего бороду, студенты прозовут «Фридрихом Барбароссой» - рыжебородым ….

Рыжебородный «Фридрих Барбаросса», Федор Эрисман
Рыжебородный «Фридрих Барбаросса», Федор Эрисман

Точную характеристику юному Эрисману через несколько лет дает он сам:

«Я никогда не делал того, что считал плохим, и никогда не задумывался над тем, почему должно существовать плохое, и то нужно сделать, чтобы исправить его? Я думал, что жизнь должна быть такой, какой она есть, и что каждый должен ее понимать так, как ему кажется наиболее удобным»

В 1861 году, когда герою было около 19 лет, он поступил на медицинский факультет Цюрихского университета, одного из лучших в стране, «с намерением полностью насладиться жизнью студента…, а также основательно поучиться, чтобы стать дельным человеком». На медицинском факультете преподавали многие известные ученые, самым знаменитым из которых был, несомненно, хирург Теодор Бильрот.

Университет в Цюрихе
Университет в Цюрихе

Спектр интересов студента Эрисмана весьма широк: физиология, гистология, патология, терапия и акушерство. Но своей специальностью, под влиянием лекций выдающегося офтальмолога Иоганна Фридриха Горнера (1831-1886), он избирает глазные болезни. Наш герой был умен, хорош собой, сострадателен и увлечен «общественными вопросами», самозабвенно учился и добивался успехов в будущей профессии.

«Мало-помалу», - через пару лет писал он, -«… я начал понимать, что люди не рождаются несчастными. Я стал наблюдать неизмеримость страданий и увидел, что при таких порядках миллионы людей погибают напрасно и в нищете. Так возникло у меня желание сделать все, чтобы изменить к лучшему условия их существования».

В 1865 г. 23-летний Эрисман закончил университет, защитив диссертацию на степень доктора медицины, и стал ординатором в цюрихской клинике Горнера, «Хоттингхоф». У него появилась невеста, на три года моложе, тоже дочь пастора, Мари Фегтлин.

Мари Фегтлин, невеста Гульдрейха Фридриха Эрисмана
Мари Фегтлин, невеста Гульдрейха Фридриха Эрисмана

Если вернуться к литературным аналогиям, кого больше всего напоминает наш герой?

Кажется, ответ очевиден. Юных врачей из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованного в 1863 г. Его действие происходит в Петербурге, где показаны современники автора – «новые люди». Они горели желанием изменить все в мире отцов и установить новый порядок. И жили «новые люди» тогда во всех странах мира.

Что ж, настало время рассказать о встрече наших героев, девушки из Петербурга и молодого швейцарского врача. Это произошло в 1865 г.

Продолжение следует...

#история любви #общество #историиизжини