Найти тему
Продолжение следует

Ловушки мышления, которые могут загнать нас в угол

Оглавление

Трюки, которые использует наше сознание, делая нас ментально менее гибкими, не способными подстраиваться под обстоятельства. Такие ловушки мышления в психологии называют когнитивными искажениями, и они могут загонять нас в угол.

МЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

В процессе жизни у нас формируются некие установки, ощущение того, что и как должно происходить. Ментальные фильтры — это негативные аспекты. Например, у вас много хороших друзей, но вот за день никто не позвонил, и вы делаете вывод: я никому не нужен, друзей у меня нет. Или такая ситуация: вы здорово провели день, сходили на прекрасную выставку — но устали, а в метро не оказалось свободных мест и целый час дороги до дома пришлось стоять. Вывод ментального фильтра: это самый ужасный день в моей жизни. Вот так нечто незначительное, что фильтруется сознанием как негативное, сводит к нулю позитив, оставляя лишь отрицательные мысли и чувства.

СВЕРХОБОБЩЕНИЕ

Сверхобобщение базируется на наших способностях обобщать и сопоставлять. Правда, в данном случае выводы, к которым мы приходим, строятся на основе единичного случая. Например, если вы опоздали на встречу, но это не системная история, а единичная ситуация. Тем не менее вывод будет: «Я страшно несобранная, вечно не успеваю». Столь негативным сверхобобщением вы лишаете себя позитивных эмоций и ощущения радости во всех остальных случаях, когда это обобщение правдой не является.

ЧЕРНО-БЕЛОЕ (ДИХОТОМИЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ

В рамках этого когнитивного искажения мы поддаемся принципу «все или ничего», поэтому даже крошечные неудачи приводят к неизбежному выводу: лучше вообще ничего не делать, все равно ничего не получится. Осознав подобное искажение, мы начинаем понимать, насколько оно блокирует движение и стремление как-то действовать.
Мало того, черно-белое мышление не позволяет браться за другие дела, если какое-то одно пошло не так, как планировалось. Подумайте о том, что фраза «Зачем пытаться, раз ничего не получается» в развернутом виде звучит примерно так: «Зачем мне пытаться играть в футбол, если у меня не получилось плавать». Из-за неудачи в одном виде спорта вряд ли стоит отказываться от тренировок в целом.

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

Одно из наиболее часто встречающихся когнитивных искажений, когда мы говорим себе, что мы и окружающие должны делать. Такое искажение формируется еще в детстве, если мы постоянно слышим фразы вроде: «Ты должен делиться», «Мальчик не должен плакать», «Девочка должна быть аккуратной».

С точки зрения мышления и восприятия мира установка «должен» ограничивает нас и даже ставит в тупик, не оставляя шанса на альтернативное решение. А также вызывает у нас супернепринятие окружающих, чьи действия не подходят под наши представления о том, как правильно.

Относительно себя это может звучать так: «Я должна достигнуть такой-то цели, иначе я неудачница», — и мы не подвергаем это сомнению. Если вдуматься, долженствование толкает нас на множество шагов, которые мы делаем в ущерб самим себе. Лично я обожаю формулировку «Я должна быть хорошей матерью», после которой идет список представлений о том, что именно хорошая мать должна делать. А если этого не делать — то знак отличия уже не получить, даже если дети растут счастливыми и довольными.

ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО

Такое искажение не позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом. Наоборот, заставляет ожидать от него исполнения негативного сценария. Так, после неудачно сложившихся отношений мы говорим себе: «Я уже никогда не буду счастлив». А после увольнения паникуем: «Вдруг я уже не стану успешным и не найду другую работу!»

КАТАСТРОФИЗАЦИЯ

В некотором смысле это глубокое эмоциональное проживание даже самых незначительных неудач, преувеличение значимости отдельных случаев в нашей жизни. Ощущение, что все происходящее ведет к катастрофе и ожиданиям в духе «Это ужасно!».

ОРИЕНТАЦИЯ НА СОЖАЛЕНИЯ

Как ясно из названия, эта ментальная ловушка подразумевает фокус на мыслях о прошлом, сожаление об упущенных возможностях. Сценарий примерно такой: если бы несколько лет назад удалось что-то сделать лучше, то сейчас жизнь была бы более счастливой и комфортной. Например: «Если бы я закончил университет, уже нашел бы достойную работу». Попробуйте изменить угол мышления, ответьте себе на вопрос: что можно сделать сейчас, чтобы завтра стало лучше.

Информацией поделилась Елена Фейгин, специалист по когнитивно-поведенческой психологии, системной семейной терапии и клинической психологии.

20 июля Елена проведет бесплатный мастер-класс «Вижу тебя насквозь. Как начать разбираться в людях». Очень пригодится всем, у кого возникают недопонимания с родными, с коллегами, с друзьями. Кто часто разочаровывался и ошибался в людях. Зарегистрироваться можно тут