Очередной номер будущего «Крокодила» за 23 июля 1922 года. Который пока называется иллюстрированным приложением к «Рабочей газете» и «отдельно не продаётся». Зато в плане иллюстрирования номер впервые перестал быть чёрно-белым и приобрёл вторую краску — красную! В центре внимания номера — по-прежнему идущий в Колонном зале Дома Союзов (бывшего Дворянского собрания) процесс над лидерами партии эсеров.
Рисунок Ивана Малютина. «Влипли мухи! Только черновская жужелица ещё летает».
Но «Дело эсеров приближается к концу» — как пишут «Известия».
Дальше журнал делает строгое предупреждение Максиму Горькому:
«Остерегись, Максим! Гляди, как бы и тебя не пришлось зачеркнуть!..» Карикатура на М. Горького после его выступления в защиту эсеров
Дело в том, что Горький в том июле написал и опубликовал в западной прессе своё обращение к Алексею Рыкову по поводу суда над эсерами:
«Алексей Иванович! Если процесс социалистов-революционеров будет закончен убийством — это будет убийство с заранее обдуманным намерением, гнусное убийство. Я прошу Вас сообщить Л.Д. Троцкому и другим это моё мнение. Надеюсь, оно не удивит Вас, ибо за время революции я тысячекратно указывал Советской власти на бессмыслие и преступность истребления интеллигенции в нашей безграмотной и некультурной стране. Ныне я убежден, что если эсеры будут убиты, — это преступление вызовет со стороны социалистической Европы моральную блокаду России.
1. VII. 1922
М. Горький».
Демьян Бедный на этот демарш Горького, который называли «кульминационным моментом его разлада с советской властью», ответил известными стихами (но не в «Крокодиле»):
О... Он, конечно, нездоров:
насквозь отравлен тучей разных
остервенело-буржуазных,
белогвардейских комаров.
Что до меня, давно мне ясно,
что на него, увы, напрасно
мы снисходительно ворчим:
он вообще неизлечим.
Рисунок М. Черемных. «Брюки эсера, слегка потёртые от ползанья перед капиталом»
Довольно едкий стишок Д. (уж не Демьяна ли нашего Бедного?) по поводу того, что эсеры пытались примирить трёхцветный флаг и флаг красный.
Дружеский шарж на советского дипломата Максима Литвинова к теме только что (19 июля) завершившейся в Гааге международной конференции. Максим Максимович изображён в виде соловья:
Рисунок Михаила Черемных. «Квартет (почти по Крылову). Литвинов-соловей: А вы друзья, где ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!..»
Здесь же статья по поводу Гааги под актуально в наши дни звучащим заголовком «Мы и За-Граница». А уж какое начало той статьи злободневное! Прямо как будто сегодня писано, из свежего топа новостей цитата какого-нибудь важного государственного мужа:
«Без России ни одна страна жить не может. Как бы не пыжились наши враги, они должны будут связаться с нами и завести правильные сношения».
Вот уж поистине, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»! :)
Дальше уже не так современно звучит, но тоже вполне актуально: «Столковаться с об'единённым капиталом нам не удалось в Генуе, не удастся, по видимому, и в Гааге. Капитализм, в сообществе с своими собратьями, умеет глядеть на нас только волком. Но он становится очень мирной и услужливой овечкой, когда он остаётся наедине с своими грустными мыслями о неизлечимой разрухе в
своей стране, если не завяжет дел с Россией. Как бы не кончилась Гаага, мы можем с уверенностью сказать, что это не последнее слово в области наших внешних сношений. Давно ли Германия ещё упрямо топорщилась. А сейчас мы представляем читателю снимки с прибывших в петроградский порт паровозов из той же Германии. И нет никакого сомнения в том, что нашему Рапалльскому договору с
Германией суждено стать образцом, которого государства будут в будущем держаться при заключении договоров с нами. Врагов толкает на сближение с нами их «коммерческий интерес. Иначе обстоит дело с друзьями. Узы международной пролетарской солидарности крепнут с каждым днём. [...] Советская Россия вступает в связь с за-границей на радость друзьям и против воли врагов. Против этого ничего не поделаешь, ибо история всегда была с теми, кто шёл вперёд».
Золотые слова, вот только примерив их к нашей сегодняшней реальности, поневоле задумаешься: а идём ли мы вперёд, громоздя памятники царям, великим князьям и прочим вельможным и титулованным особам из позавчерашнего дня истории?..