Одна семья – общие цели
Продолжаем рушить стереотипы о том, что одна работа на двоих не идет на пользу браку. Секретами семейного благополучия и профессиональных успехов делится офицерская чета Хамидуллиных – сотрудников СУ СК России по Республике Башкортостан.
История знакомства будущих супругов – это не тот случай, когда он встретил ее в стенах следственного отдела. Они познакомились еще в студенческие годы, когда Салават учился на юридическом факультете в Башкирском государственном университете в городе Уфе, а Альбина – в техникуме в городе Стерлитамаке. После окончания учебы они поженились, а в августе 2021 года отметили 24-ю годовщину совместной жизни.
Салават в следствие пришел не сразу. Еще во время учебы в университете он работал редактором отдела молодежи и писем в газете «Сельская новь» Стерлитамакского района. Он с детства любил писать, публиковался в городских и республиканских газетах, был участником слетов юных корреспондентов, в том числе во всесоюзных пионерских лагерях «Артеке» и «Орленке», в первое время думал о работе журналистом. Но в итоге по примеру отца пошел учиться на юриста, работал на предприятии юрисконсультом, но недолго.
Антикризисный менеджмент
«Мой отец, Фаниль Минибаевич, всю жизнь проработал в органах следствия МВД, а последние 20 лет возглавлял следственное управление МВД России по городу Стерлитамаку. Он является заслуженным юристом республики. Именно благодаря ему я выбрал свой профессиональный путь. Когда я работал юристом, он посоветовал мне идти работать в органы прокуратуры. Собственно, пошел и ни разу не пожалел», – улыбается Салават.
Он приступил к службе в прокуратуре города Стерлитамака. Сначала был помощником прокурора, затем следователем, следователем отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма Прокуратуры республики, заместителем прокурора города Салавата. Параллельно читал лекции в пяти учебных заведениях, преподавая международное частное и публичное право. Вел кружок «Юный правовед» в так называемой «реальной» школе, где в основном учились дети из неблагополучных семей.
«Мне всегда было ближе следствие, чем прокурорский надзор, и когда образовался Следственный комитет при прокуратуре, я с радостью согласился возглавить Салаватский межрайонный следственный отдел. К тому времени мысли о необходимости отделения следствия от прокуратуры уже, так скажем, витали в воздухе, – продолжает наш герой свой рассказ. – Вскоре я действительно почувствовал, что занимаюсь своим делом. В то время Салаватский отдел был достаточно сложным, на обслуживаемой территории находились крупные города –
Салават и Ишимбай, а также Ишимбайский район. По итогам 2009 года я проанализировал объем находившихся в производстве и расследованных уголовных дел, а также материалов проверок в сравнении с российскими показателями. Оказалось, что отдел выполняет объем работы, сравнимый с некоторыми небольшими регионами. Тогда я вышел с предложением перед руководителем управления о реорганизации отдела. В результате были образованы
2 отдела: следственный отдел по городу Салавату и следственный отдел по городу Ишимбаю. И качество работы повысилось».
Под его руководством отдел на протяжении семи лет находился в тройке лучших следственных отделов республики. В 2018 году он в очередной раз занял 1-е место в рейтинге по результатам работы, после чего Салават Хамидуллин был назначен руководителем следственного отдела по городу Стерлитамаку, который в то время был в аутсайдерах по показателям в республике и, ко всему прочему, был более крупным и непростым в работе.
«Я согласился на перевод, поскольку для меня это было своего рода профессиональным вызовом. Было желание попробовать себя в роли «кризисного менеджера». Считаю, что за два последних года прогресс налицо. К тому же я почти всю жизнь прожил в городе Стерлитамаке и все это время мне приходилось ездить по сорок километров на работу и с работы. Плюс ко всему моя супруга уже десятый год работала помощником следователя в Стерлитамакском межрайонном следственном отделе, который находится в том же здании, что и городской. Теперь ездим на работу вместе. Моя мама Татьяна Агафоновна всегда учила, что у человека семья должна быть на первом месте. Это то место, где тебе всегда рады, ждут и любят», – заключает Салават.
«Навыки» жены следователя
Его супруга Альбина – тоже стояла у истоков образования Следственного комитета. После учебы она работала юристом в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, занималась определением статуса этой сложной категории детей, и у нее постоянно возникало желание кого-нибудь усыновить или удочерить. В 2008 году устроилась в Стерлитамакский межрайонный следственный отдел делопроизводителем, а затем стала помощником следователя. Здесь пригодились «навыки» жены следователя, как Альбина сама их ласково называет. За годы совместной жизни ей пришлось пронумеровать немало дел, составить бесчисленное количество описей.
Альбина Хамидуллина – единственная, кто все эти годы с момента образования Следственного комитета работает в Стерлитамакском отделе. Как и у ее мужа, в ее лице совет и поддержку нашло уже не одно поколение следователей, причем не только по работе, но и по житейским вопросам. В следственном отделе, как и в следственном управлении, ее уважают и ценят. К слову, в 2021 году она избрана председателем женсовета следственного управления. Но самое главное и почетное для нее «звание» – это мама.
Супруги воспитывают троих детей, а также племянницу, которая осталась без родителей, когда была маленькой, для них она стала родной. Старший сын пошел по стопам родителей и стал юристом, уже создал свою семью. Средний – окончил школу и поступил в авиационный университет. Младшей дочери всего 8 лет, школьница мечтает стать актрисой. А племянница, окончив физкультурный техникум, видит себя в сфере туризма.
«Самое главное – погода в доме, – убеждена Альбина Хамидуллина. – Когда есть взаимопонимание, взаимоуважение и любовь в семье – жить легко. У нас собственный дом, в котором хватает места всей большой семье. У нас общие интересы. Любим путешествовать – объехали на машине Башкирию, Крым, Кавказ».
Главное правило минимальной «текучки»
Человечное отношение к людям супругов Хамидуллиных повлияло и на другую отличительную особенность следственных отделов, которые возглавлял Салават – минимальная текучесть кадров. Как правило, следователи уходят из его отдела только на повышение. Он убежден, что все дело в индивидуальном подходе к каждому сотруднику. Девизом своей жизни он считает категорический императив Иммануила Канта, одна из основ которого больше известна, как золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
«Я стараюсь не нагружать следователей излишними «оперативками», чтобы каждый из них не терял времени, слушая о том, что касается другого следователя и никак не касается его. Утром с каждым следователем мы обсуждаем план его работы, все материалы и дела я знаю на память. А вечером интересуюсь, как реализован план. Не заставляю следователей сидеть допоздна или выходить на работу в свой выходной день. У каждого человека свой режим работы. Главное, чтобы он сам смог его правильно организовать, определить время отдыха и время работы. Ведь жизнь не замыкается только на работе, основная ее часть – вне работы. Если у человека есть семья, дети, друзья, с которыми он проводит достаточно времени, тогда он не перегорит на работе и будет приходить на нее отдохнувшим, с желанием работать. Соответственно, будет стараться все закончить к концу рабочего дня, чтобы пойти домой, а не сидеть по полдня пить чай, устраивая бесконечные перекуры и разговоры с коллегами на отвлеченные темы.
В части организации работы сильное влияние на меня оказал прокурор города Стерлитамака Анатолий Николаевич Дегтярев, у которого я начинал работать. Он говорил, что тот, кто не успевает выполнить свою работу в рабочее время, не соответствует занимаемой должности. В 18:00 он обходил прокуратуру, выгонял всех из кабинетов, закрывал здание на ключ, который был только у него.
Конечно, у следователей бывают и ночные выезды на происшествия, и авральные периоды, когда необходимо, мягко говоря, задержаться на работе. Но если следователь будет работать в таком усиленном режиме изо дня в день, то через полгода просто перегорит, напишет заявление и уволится. Да и толку от такого переутомленного сотрудника немного. Человек становится рассеянным, появляется апатия, быть креативным в таком состоянии невозможно, а в работе следователя всегда важен нестандартный подход. Для этого нужен свежий мозг, так как все время приходится изучать новое, что-то осваивать».
Картина складывается из мелочей
Салават любит сравнивать работу следователя с работой художника, который должен уметь ухватить из окружающей его действительности даже самые тонкие и едва заметные нюансы, сложить из них картину, досконально разобраться в ситуации и принять самое правильное решение, причем это повседневная работа следователя.
«На память приходит случай из практики. К нам обратился пожилой мужчина, который обеспокоился длительным отсутствием своего брата. Супруга пропавшего утверждала, что несколько дней назад он забрал ковер и ушел из дома. По ее мнению, где-то злоупотреблял спиртным.
Мы не просто побеседовали с женщиной, но и решили осмотреть квартиру, где она проживала с супругом. Выглядело все так, словно там жила благополучная семья – картинка не складывалась. Присмотревшись внимательнее, мы заметили мельчайшие, едва различимые точечки бурого цвета крови на обоях на кухне и бледные потеки на белом кафеле в ванной. Впоследствии оказалось, что это кровь. При поквартирном обходе соседка припомнила, что сын пропавшего обмолвился, якобы отец уехал в деревню. Мы отправились туда.
Осмотрев дом, ничего тревожного мы не заметили. Но только до тех пор, пока не решили спуститься в подвал. И уже там, в подполье, были обнаружены следы крови. На тот момент у нас не было доказательств причастности кого-либо из родственников к убийству главы семейства. Да и тела обнаружено еще не было. Но была твердая уверенность в том, кто за этим стоит. Поэтому мы пошли ва-банк.
За супругой пропавшего было решено отправить машину. Вместе с начальником территориального отдела полиции мы встретили ее на погосте при въезде в деревню. Сочетание серого ветреного октябрьского дня и мрачного деревенского погоста оказало такое сильное психологическое воздействие на женщину, что по лицу было видно: она поняла, что мы все знаем. Через полчаса мы уже доставали тело ее супруга из реки, протекающей позади их земельного участка.
Оказалось, что в ходе пьяной ссоры сын убил отца ударом топора по голове, после чего вместе с матерью завернул тело в ковер, сложил в баул «Мечта оккупанта», после чего на такси они вывезли труп в деревню. Там обмотали проволокой с кирпичами и утопили в реке. Сам сын скрылся. Он был задержан на другом конце страны и впоследствии осужден. Фактически мать помогла сыну скрыть преступление, но так как она является близким родственником подозреваемого, уголовная ответственность ей не грозила, просто не хотела выдавать сына. В течение буквально нескольких часов неочевидное преступление было раскрыто благодаря совместной работе с сотрудниками полиции, скрупулезному анализу информации и правильно избранной тактике. Так что мелочей в нашей работе не бывает».
Еще один секрет успешной работы коллектива Салавата Хамидуллина – это укрепление командного духа. Периодически он устраивает выезды коллег, в том числе с семьями, на природу, находит общие занятия, чтобы просто пообщаться на нерабочую тематику, отдохнуть с единомышленниками, с людьми, которых объединяет общая идея и цель.
В заключение хочется отметить, что такие простые, и, на первый взгляд, трудновыполнимые правила успешной службы и семейного счастья «работают» не только в следствии – четкое планирование, уважение личного времени, чуткость к человеку – располагают к себе людей и помогают добиться высоких результатов. Хочется верить, что этот опыт будет полезен, взят на вооружение коллегами, и может быть, пригодится представителям других профессий. В первую очередь, тем, кто также искренне любит то, что делает.
Желаем семье Хамидуллиных успехов в службе и гармонии в семье!
С супругами беседовал Евгений Каневский,
СУ СК России по Республике Башкортостан