Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает"

Памятник Николаю I. 1896 г.

7 июля (25 июня) 1859 года в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади был торжественно открыт памятник царю Николаю I работы скульптора Пётра фон Клодта по проекту архитектора Огюста Монферрана. Для своего времени памятник считался чудом инженерной мысли: это была вторая в Европе конная статуя, поставленная только на две точки опоры (задние ноги коня). (Правда, по некоторым данным, это относилось и к Медному всаднику, установленному значительно раньше).
Памятник Николаю I был обращён лицом к Медному всаднику, и как бы скакал вслед за ним, а тот был повёрнут к нему спиной. Их разделял Исаакиевский собор. Поэтому у современников родилась ехидная эпиграмма-загадка: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!». «Умный» в этой загадке — Пётр Алексеевич, а «дурак» — Николай Павлович.

После революции 1917 года многим казалось несомненным, что революционеры теперь снесут памятник Николаю «Палкину», крепостнику и палачу декабристов. Это ожидание отразилось, в частности, на рисунке либерального журнала «Новый Сатирикон» за май 1918 года. В нём художник Ре-Ми комментировал декрет Совнаркома о сносе памятников царям и царским слугам:

-2

Карикатура художника Ре-Ми с обложки либерального журнала «Новый Сатирикон» за май 1918 года к декрету Совнаркома: «Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке». Забавно, что в воображаемой «революционной кутузке» изображены как раз те памятники, которые не пострадали и сохранились до сегодняшнего дня: Петру I и Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого, а также фрагмент конного памятника Николаю I

Однако этого не случилось. Памятник Николаю I сочли ценным с точки зрения инженерной мысли, а также исторической и художественной значимости.
В 1941—1945 годах его заботливо оберегали от налётов нацистской авиации, укрывая мешками с песком.

-3

Памятник Николаю I во время блокады Ленинграда

-4

Такие дела...