Судьба С.Я.Лемешева была неразрывно связана с Волгой. И как с рекой, и как с символом России – ведь понятия «Родина», «Волга» и «Россия» для всех нас во многом тождественны. К тому же можно сказать, что Лемешев и Волга – «земляки», они родились, крепли и набирали силу в одних и тех же краях, в самом центре России, в Тверской губернии.
Сергей Яковлевич Лемешев родился 10 июля 1902 года в маленькой деревне Старое Князево на берегах речки Тьмы, быстрого, звонкого и чистого притока Волги. В семнадцать лет он ушёл учиться в Тверь, где увидел Волгу воочию. Но в Твери Волга – ещё далеко не та могучая и привольная красавица, которую привыкли видеть мы с вами у себя дома, в Среднем Поволжье. В Тверской губернии, на Валдайской возвышенности – её верховья, родник, где она рождается, собирает притоки, набирает мощь, чтобы южнее разлиться во всю ширь и устремить свой бег к Каспию.
По-настоящему Лемешев увидел Волгу только в августе 1926 года по пути в Свердловск, куда поехал работать после окончания Московской консерватории. Путь его проходил через Сызрань и Самару. История умалчивает о его впечатлениях. Мы не знаем, что чувствовал Сергей Яковлевич, когда, миновав Сызрань, поезд пошёл по берегу Волги, а потом постепенно замедлил ход и по огромной дуге втянулся на Александровский мост. Даже мы с вами, волжане, привыкшие видеть Волгу во всей красе, каждый раз испытываем благоговение, когда современный состав почти пять минут идёт по старинному мосту в тринадцать пролётов. Шум поезда бьётся в гигантских металлических конструкциях, они медленно проплывают за окнами вагона, а вокруг – невообразимая небесная и речная ширь. Сам Лемешев в своих воспоминаниях об этом не пишет, но почему-то кажется, что человек с таким ярким артистическим воображением не мог отнестись равнодушно к первой настоящей встрече с Волгой.
В последующие годы Сергей Яковлевич ещё не раз пересекал Волгу и у Сызрани, и у Нижнего Новгорода, и у Казани. И когда возвращался из Харбина в Москву весной 1929 года, и когда летом того же года ненадолго съездил в Пермь и вновь вернулся в Москву. В октябре 1941 года ему не довелось вместе с основной труппой Большого театра приехать в Куйбышев, в эвакуацию. Он остался работать в осаждённой Москве. А летом 1942 года, тяжело подорвав здоровье, по настоянию фтизиатров поехал лечить туберкулёз лёгких в Елабугу, что стоит на Каме – огромном, мощном, чудесно красивом притоке Волги. А уж со свой родной речкой Тьмой он виделся каждое лето, отдыхая у матери в деревне, – купался, рыбачил, набирался новых сил и впечатлений на целый год в стремительной живой воде. В 50-60-х годах, гастролируя по всему Советскому Союзу, Лемешев бывал много раз и в Ярославле, и в Волгограде, и в Саратове, и в Астрахани. Побывал он и у нас, в Куйбышеве.
Великий русский певец, патриот, тончайший лирик, поэт в пении, наследник исполнительских традиций Ф.И.Шаляпина, Сергей Яковлевич Лемешев любил Волгу и восхищался ей. И, конечно же, в репертуаре его были песни о Волге. Никто так проникновенно не пел «Меж крутых бережков», «Волга-реченька глубока», «Вот мчится тройка почтовая». Песня «Вниз по Волге-реке» звучит в исполнении Лемешева эпически, словно гимн. А когда он завершает песню «Ах ты, душечка» словами: «… вдоль по бережку Волги-матушки!», его лирический тенор льётся широкой, мощной полноводной рекой сродни могучей Волге.
Бесконечно можно говорить о великом лемешевском исполнении. Но у нас несколько иная задача, нас интересует конкретная тема – приезды Сергея Яковлевича Лемешева на гастроли в Куйбышев.
Я с детства слышала рассказы моих бабушки, мамы, тёти о гастролях певца в Куйбышеве, о том, как осенью 1953 года они ходили в Куйбышевский оперный театр на «Евгения Онегина» и «Травиату». Женщины старшего поколения нашей семьи всегда были и остаются трепетными и преданными поклонницами Лемешева. Эту любовь они передали и мне. Поэтому я, конечно, не смогла обойти своим вниманием такое выдающееся событие в культурной жизни нашего города, как гастроли великого артиста, решила написать об этом статью и приурочить её к 120-летию со дня рождения С.Я.Лемешева, для чего обратилась к нашим самарским архивам. И вот здесь мне пришлось столкнуться с почти детективной историей и провести небольшое расследование.
«Историко-культурная энциклопедия Самарского края» повествует нам о том, что в 50-х годах Сергей Яковлевич приезжал на гастроли в наш город дважды. Первый приезд был в октябре 1953 года, когда он выступал в Куйбышевском оперном театре в спектаклях «Евгений Онегин», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта», «Риголетто». А во второй раз в архивах упоминается 30 марта 1954 года: совместно с Пантелеймоном Норцовым и Леокадией Масленниковой Лемешев принял участие в спектакле «Евгений Онегин», посвящённом 75-летию премьеры оперы П.И.Чайковского. Обо всех этих событиях пишется как о состоявшихся.
В анналах Куйбышевского театра оперы и балета сохранились сведения о выступлении Лемешева в партии Ромео тогда же, осенью 1953 года. На первый взгляд всё логично: премьера оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» состоялась в нашем оперном театре 28 июня 1953 года, и театр не мог не воспользоваться удачной ситуацией – ведь в октябре 1953 года Куйбышев посетил лучший, канонический оперный Ромео Советского Союза.
Сергей Яковлевич Лемешев блистал в этой партии и в Большом театре, и в Малом ленинградском оперном много лет. И вот эта благодать якобы сошла наконец на поклонников певца в октябре 1953 года в Куйбышеве.
Встретилась мне на сайте «Кинопоиск.ру», на страничке, посвящённой С.Я.Лемешеву, статья Владимира Плотникова, в которой указаны и конкретные даты проведения спектаклей – 5, 6, 7 октября 1953 года.
И всё было бы очень неплохо и увлекательно, на основании этих данных можно было бы провести интересный и пространный исторический экскурс и украсить этот материал иллюстративными фотографиями – ведь истинных «куйбышевских» фотографий, программок, афиш с этих гастролей в официальных архивах нашего города не сохранилось. Можно было бы – если бы не одно «но».
В декабре 2021 года я узнала, что нашем городе живёт Эмилия Сергеевна Чернова – знаток жизни и творчества Сергея Яковлевича Лемешева. Конечно же, я обратилась к ней за информацией. Тем более, что, помимо планов написать статью, я заканчивала в тот период книгу о С.Я.Лемешеве. Мы познакомились.
После моих восторгов по поводу обилия архивных сведений о пребывании Лемешева в Куйбышеве Эмилия Сергеевна сначала на секунду задумалась в недоумении, а потом вылила на меня ушат холодной воды:
– Не было ни «Ромео», ни «Севильского цирюльника», ни «Риголетто». Я бы не пропустила. Лемешев в октябре пятьдесят третьего года дважды пел «Онегина» и один раз «Травиату». И всё. Даты у вас тоже неверные. Он был здесь не в начале октября, а в двадцатых числах. И в марте пятьдесят четвёртого Ленского в юбилейном «Онегине» пел не он. Норцов был, а Лемешева не было.
И предъявила программку с того памятного октябрьского «Онегина» вместе с фотографией Сергея Яковлевича в роли Ленского и его автографом, вырезки из куйбышевских газет, в которых обозначены точные даты: спектакли «Евгений Онегин» с участием Сергея Яковлевича Лемешева и его жены Веры Николаевны Кудрявцевой (она пела партию Татьяны) прошли в Куйбышевском оперном театре 20 и 24 октября 1953 года, «Травиата» – 22 октября. Сохранились у Эмилии Сергеевны и фотографии с лемешевских спектаклей в Куйбышеве и с концерта на строительстве Куйбышевской ГЭС.
Так пришлось мне, скрепя сердце, признать, что не было в Куйбышеве «юбилейного» Ленского в марте 1954 года. Не ссорился и не стрелялся он на дуэли с лучшим, эталонным Онегиным всех времён – аристократичным Пантелеймоном Норцовым. Что же касается Ромео, Альмавивы и Герцога, то тут я так быстро не сдалась. Моя природная въедливость и всегдашнее стремление всё «разложить по полочкам» всё же перевесили. Из-за кричащих противоречий в исторических данных процесс написания спокойной ностальгической статьи приобрёл отчётливый оттенок расследования, мне очень захотелось в этих противоречиях разобраться. И я обратилась к иным источникам.
Светлана Петровна Хумарьян, чья память – бесценный кладезь культурных событий, происходивших на самарской земле в течение многих десятилетий, любезно согласилась проконсультировать меня по теме лемешевских гастролей.
– Да, – сказала она. – Я тогда была школьницей и имела счастье быть на этих спектаклях. Были и «Евгений Онегин», и «Травиата». Даже помню, где сидела в зале на одном из спектаклей – на газетке, на ступеньках амфитеатра. Но дат я, конечно, не помню. И был Ромео. Такого Ромео просто нельзя забыть: раз в жизни услышишь и увидишь – и запомнишь навсегда. А Джульетту пела Галя Белоцерковская. Но «Севильского цирюльника» и «Риголетто» с Лемешевым я не припоминаю.
Фактов к моему расследованию добавилось, но добавилось и путаницы.
И тут появился третий источник.
В сборнике «Сергей Яковлевич Лемешев. Из биографических заметок. Статьи. Беседы. Письма» в разделе «Литература о С.Я.Лемешеве» упоминается статья Александра Дольского из газеты «Волжская коммуна» за 28 октября 1953 года, где он пишет об этих гастролях. Заслуженный артист РСФСР Александр Викторович Дольский был тогда ведущим солистом Куйбышевского театра оперы и балета, обладал красивым лирико-драматическим тенором, исполнял партии Радамеса, Германа, Отелло, Каварадосси, герцога Мантуанского. Они с Лемешевым были творческими собратьями и в некотором роде конкурентами, ведь Дольский пел иногда и партии лирического тенора. Поэтому он, конечно, с обострённым интересом наблюдал за работой Сергея Яковлевича.
Статья эта нашлась. А.Дольский пишет: «Куйбышевцы получили возможность услышать и увидеть С.Я.Лемешева в операх «Евгений Онегин», «Травиата» и «Севильский цирюльник». Спектакли эти прошли с большим успехом и были тепло встречены зрителем… Коллективу артистов нашего театра принесёт большую пользу творческое общение с С.Я.Лемешевым, который очень серьёзно отнесся к своим выступлениям перед куйбышевским зрителем. Он провёл тщательную репетиционную работу с коллективом артистов, занятых с ним в спектаклях. Это в большой мере способствовало слаженности ансамбля, повысило исполнительский уровень постановок».
С Александром Дольским не поспоришь, он написал, как было, потому что находился тогда в самой гуще гастрольных событий.
Так удалось точно установить, что, помимо «Евгения Онегина» и «Травиаты», прошёл тогда в Куйбышевском театре оперы и балета и «Севильский цирюльник», в котором Сергей Яковлевич исполнил партию графа Альмавивы – одну из своих самых коронных ролей. К сожалению, фотографий этого спектакля не сохранилось, но для полноты картины я привожу здесь фотографию С.Я.Лемешева-Альмавивы из постановки Большого театра. Таким он был и на куйбышевской сцене.
И всё-таки пришлось признать с горечью, что не было лемешевских «Риголетто» и «Ромео и Джульетты» в октябре 1953 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, не довелось тогда куйбышевцам увидеть и услышать Сергея Яковлевича в этих его блистательных ролях. Вероятно, в те времена был ещё один краткий приезд певца в Куйбышев, когда он и поразил нашу публику своим Ромео, раз это событие сохранилось в памяти Светланы Петровны Хумарьян.
И с датами куйбышевских гастролей С.Я.Лемешева тоже дело обстоит загадочно. В газете «Волжский комсомолец» за 4 октября 1953 года была опубликована крохотная заметка «Гастроли С.Я.Лемешева в Куйбышеве», где сказано о прибытии артиста в наш город «накануне». Значит, 3 октября? И откуда на сайте «Кинопоиск.ру» взялись даты спектаклей 5, 6, 7 октября?
Открытка с автографом, приведённая выше, датирована рукой самого певца: «С.Лемешев. 19.Х.53», даты проведения «Онегина» и «Травиаты» мной уже упоминались: 20, 22, 24 октября. Статья А.Дольского вышла 28 октября 1953 года, где он пишет: «В Куйбышевском театре оперы и балета заканчиваются гастрольные выступления народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии Сергея Яковлевича Лемешева». На следующий день в «Волжской коммуне» была опубликована заметка, рассказывающая о концерте, который состоялся 28 октября: Лемешев и солисты Куйбышевского театра оперы и балета выступили в клубе посёлка Комсомольский для строителей Куйбышевской ГЭС.
Все эти данные документально доказывают, что Сергей Яковлевич Лемешев был в Куйбышеве с 19 октября по 29 октября 1953 года. Предположить, что он приехал в наш город с гастролями на весь октябрь, никак нельзя: слишком плотный и интенсивный график работы был у него в те годы в Большом театре. Вероятно, «Волжский комсомолец» выдал тогда непроверенную информацию, написал о намерениях как о свершившемся факте.
В уже упоминавшейся статье В.Плотникова пишется ещё и о выступлениях Лемешева на заводах Безымянки якобы тогда же, в октябре 1953 года: «Аншлаг был небывалый: за билеты шли «бои не местного значения». Повезло, увы, немногим. И тогда мировой тенор устроил «турне» по заводам рабочей Безымянки. И не только. Сергей Яковлевич счел своим долгом посетить Ставрополь-на-Волге, где разворачивалась стройка плотины Волжской ГЭС. В клубе поселка Комсомольский для рабочих и служащих «Куйбышевгидростроя» звучали популярные арии, песни и романсы. Те незабываемые гастроли прочно вошли в культурную летопись края…».
Как мы уже знаем – концерт на строительстве ГЭС подтверждён абсолютно точно, но достоверных сведений о концертах на заводах Безымянки мне разыскать не удалось. Хотя вполне могли быть и эти выступления – Сергей Яковлевич Лемешев в 50-60-х годах гастролировал по Советскому Союзу очень много, пел, не щадя себя, для сотен зрителей и в огромных залах, и в заводских цехах, и в сельских домах культуры, и в котлованах строек, и в воинских частях.
«Историко-культурная энциклопедия Самарского края» упоминает ещё об одних гастролях Лемешева: 3 и 4 октября 1965 года он дал два концерта в Куйбышевской филармонии. Об этих концертах пишет «Волжский комсомолец» 3 октября 1965 года. Помещает он и фотографию певца на сцене филармонии (из-за плохого качества привести её здесь, к сожалению, невозможно).
И было ещё одно, достоверно подтверждённое посещение С.Я.Лемешевым Куйбышева – в сентябре 1966 года, тогда он тоже был здесь с концертами. Сколько их было и где они проходили – в оперном театре ли, в филармонии – неизвестно. Не осталось об этом в наших архивах никаких упоминаний. Но этот приезд Лемешева подтверждён им самим. Есть письмо Сергея Яковлевича к жене Вере Николаевне Кудрявцевой, которое я приведу полностью:
«Куйбышев, 29 сентября 1966 года.
Верочка, моя дорогая! Вот я и на новом месте. Доехал очень хорошо. Погода здесь такая, как в Москве: тепло, солнечно днём, а вечером здорово прохладно. Куйбышев очень изменился с тех пор, как мы с тобой здесь были. Улицы полны народу, как в Москве. Я гулял немножко и тут же устал... Что-то стало мне трудно себя вдохновить, а петь безразлично я не умею. Правда, в Пензе все четыре концерта были очень хорошие, но нервно я напряжён до предела. Так хочется домой! Посылаю тебе дополнительную «кашу»…
Остаюсь твой скучающий по тебе Сергей.
P.S. Поздравляю с наступающим, а теперь уже с прошедшим рождением.
Завтра пошлю телеграмму».
«Кашей» Сергей Яковлевич с иронией называл хвалебные газетные рецензии, всегда их посылал либо привозил жене – она тщательно их собирала.
А пишет так о Куйбышеве Лемешев потому, что ещё в 1953 году поразила его наша красавица-Волга и её неопрятный городской берег. Но в 1966 году первая очередь куйбышевской набережной уже была выстроена. Да и сам Куйбышев за прошедшие тринадцать лет разросся и преобразился. Наверняка, Сергей Яковлевич прошёлся тогда по нашей новой набережной и порадовался ей – он любил ходить пешком, любил дышать речным воздухом. Вера Николаевна в своих воспоминаниях писала, что ни жизни, ни отдыха без реки для него не было.
Вот и всё, что удалось мне найти о «незабываемых гастролях» великого артиста, которые «прочно вошли в культурную летопись края…» Но В.Плотников немного слукавил. Эти гастроли прочно вошли в души и сердца куйбышевцев, простых зрителей, слушателей, но никак не в официальные архивы учреждений культуры. Ведь практически всеми достоверными сведениями, подтверждёнными документально, мы обязаны памяти сердца людей, искренне почитающих великого певца, любящих его светлое искусство. А сведения, свысока оброненные Куйбышевским театром оперы и балета, «Культурной летописью Самарской губернии», сайтом «Кинопоиск.ру», оказались верными лишь частично. Почему так? Не знаю. Наверное, просто нужно уметь по-настоящему, преданно любить то, что озарило своим сиянием твою душу на всю жизнь. Видимо, прав поэт, говоря о памяти сердца, что сильнее печальной памяти рассудка.
Но закончить эту статью мне хотелось бы не на критической ноте. Закончить хотелось бы обращением к читателям.
Друзья мои!
Сергей Яковлевич Лемешев всю жизнь горячо и трепетно любил свою землю, не мыслил жизни без России, без её природы, её людей, её искусства, он боготворил свою Родину и гордился ей.
И если вы хотите понять, что такое Россия – слушайте Лемешева, друзья. И молодые, и старые, и совсем юные. Слушайте. И ваше сердце станет зорче, слух – острее, а душа начнёт чувствовать чужое страдание, как своё. И всегда в тихом ветре, в шелесте деревьев, в ясных птичьих голосах, в журчанье снеговых ручьёв будет слышаться вам мягкий, нежный и мужественный голос, а белизна облаков и берёз, чистота и прозрачность неба будут напоминать облик того, чьим голосом до сих пор поёт душа России.
Автор: Дубицкая Екатерина Андреевна
Примечания.
1. Все фотоматериалы о пребывании С.Я.Лемешева на гастролях в Куйбышеве в октябре 1953 года предоставлены Э.С.Черновой.
2. Фотографии С.Я.Лемешева в роли Альмавивы, концертное фото носят иллюстративный характер и принадлежат автору статьи.
3. Графический портрет С.Я.Лемешева выполнен автором статьи.