Представьте, что вы живете в деревне: в округе началась эпидемия, но ваше село она пока не затронула. Что могут предпринять ваши соседи в такой ситуации? Рассказываем о народных методах защиты от болезней.
1. Старухи должны обнажиться и тащить за собой соху
Вы стали свидетелем опахивания — обряда для защиты от мора. Бегите.
Участвовать в нем могли либо вдовы, либо незамужние девицы. Им положено было быть обнаженными или в белых рубахах. А их миссия требует, чтобы они в тайне и в полной тишине прочертили магический круг вокруг поселения (иногда трижды), чтобы не допустить болезнь в деревню. Если на пути им попадался кто-то — животное или человек, его убивали или крепко били, потому что встречный считался воплощением болезни, пытающейся нарушить целостность магического кольца и проникнуть в деревню.
Иногда ритуал проводили уже после начала эпидемии, но в этом случае участники процессии наоборот шумели, стучали печными заслонками и пели песни с угрозами в адрес болезни и смерти — чтобы прогнать эпидемию прочь.
2. В полночь девушкам надо забраться на колокольню и звонить
Незамужние девицы пробираются к церкви тайком и бьют в колокол, чтобы напугать ведьму, насылающую болезнь, и отвадить ее от села. Об этом обычае, существовавшем, например, в Нижегородской губернии, писал фольклорист Александр Афанасьев.
Впрочем, колокольный звон хорош и в качестве профилактического средства. Тот же Афанасьев рассказывает, что в Воронежской губернии парни и девицы ходили после Пасхи звонить в колокола, чтобы не болели голова и руки.
3. Если заболел младенец, нужно пойти в лес и найти там раздвоенное дерево
Одно из средств лечения — протаскивание больного между стволами раздвоенного дерева, сквозь дупло, под корнями, иногда годилась щель в заборе или специально сделанный прокоп. Считалось, что больной оставляет болезнь с одной стороны отверстия и выходит с другой здоровым.
4. Женщинам деревни надо собраться на ночь в одной избе и выткать полотно
Они будут ткать обыденное полотно.
Обыденными называют предметы, сделанные за ночь/сутки и нужны для ритуально-магических целей. Это может быть рубаха, которую потом надевают на больного, крест, который устанавливают на утро, чтобы мор прекратился, но чаще всего это полотно или полотенце.
Женщины — обычно вдовы — собирались в одной избе и за сутки или ночь должны были выткать полотно, иногда длиной в несколько десятков метров. Полотно затем обносили вокруг деревни, затем разводили костер и заставляли всех жители деревни пройти через огонь под этим полотном. Ткань потом сжигали на том же огне.
5. Пойти на кладбище и раскопать могилу недавно умершего человека
Считалось, что подложив одежду больного уже мертвому, можно перехитрить болезнь — та решит, что дело сделано. Иногда одежду больного с той же целью разрывали, топтали, сжигали, пускали по воде, символически уничтожая и больного, и саму болезнь.
6. Развести на краю оврага костер трением
Главное в этом костре — то, что огонь был добыт трением. Такой огонь считался «живым», и ему приписывались целительные свойства: считалось, что он предохраняет от болезни и очищает от нее уже заболевших.
Поэтому через прогоревший костер или между кострами, зажженными с помощью «живого» огня, через символическую дорогу, которую мог обозначать овраг, прогоняли скот, проходили здоровые жители села, а также проносили больных.
«Живой» огонь могли использовать и в других ритуалах: например, с головней, зажженной от такого огня, женщины «опахивали» деревню — в этом случае огонь усиливал защитный эффект.
Илья Ферапонтов и Илья Шунин