Найти тему
Хакер Маркетинга

Сегментация целевой аудитории: Как и зачем?

Оглавление

Мы все знаем, что нужно изучать целевую аудиторию перед любой маркетинговой активностью.

Без этого не выйдет ни хорошего текста, ни грамотной рекламы, ни успешных переговоров — ничего практически, жизнь пойдет по наклонной.

Маркетинговый ликбез от Надежды Богдановой
Маркетинговый ликбез от Надежды Богдановой

#база_знаний_от_нб

Ну ок, мы стараемся, изучаем. Делаем это успешно, вживаемся в «роль» в попытке понять, что им нужно — этим людям, которые могут дать нам денег. Но потом неизбежно случается затык. И имя ему «Как разделить аудиторию на сегменты?»

Способы сегментации
Способы сегментации

Есть у меня прекрасная помощница, которая каждый раз после маркетингового анализа сдает портрет ЦА в виде огромного аватара.

Куча проблем, куча критериев выбора продукта, такой гигантский ком из разных аудитории, 3 в 1. А я каждый раз разделяю этого сиамского близнеца на части, на сегменты.

Зачем? — спросите вы.

Наверно потому что! — зло отвечу я, но потом отдышавшись, поясню.

Что за странное увлечение — аудиторию сегментировать?

Подгруппы нашей целевой аудитории отличаются по своим потребностям. Соответственно, с каждой надо говорить по своему. Мы все ещё обещаем решить их проблемы с помощью продукта, но проблемы эти разные.

🔸На тренинге вы будете сбрасывать до 10 кг в месяц, избавитесь от одышки и боли в ногах!

🔸На тренинге вы уберете противные и самые стойкие 3 лишних кг и обретете идеальный пресс.

🔸На тренинге вы сформируете привычку питаться правильно и будете поддерживать свое здоровье с помощью еды, а не гробить его.

🔸На тренинге вы узнаете как худеть без чувства голода, сбросите 4кг за месяц и научитесь удерживать результат.

Это разные предложения тренинга по похудению под разные сегменты аудитории. Тренинг, к слову, может быть один и тот же, но позиционирование разное.

Подождите! Не читайте дальше, попробуйте угадать какое предложение для какой аудитории сделано. На какие сегменты я «порезала» худеющую ЦА?

Сегментов ЦА может быть сколько угодно
Сегментов ЦА может быть сколько угодно

Сегменты аудитории на тренинг по похудению

1 аудитория: болезненные полные люди, с большим лишним весом

2 аудитория: фитоняши, у них всего 3 лишних кг, которые они никак не могут убрать

3 аудитория: осознанные, скорее всего женщины 35+, которые хотят правильно питаться, потому что переживают за свое здоровье и красоту

4 аудитория: полные дамы, которые худеют-полнеют и это йо-йо их конкретно уже достало, хочется стабильной стройности без мучений (к слову, этот портрет может подходить к каждому из предыдущих 3 сегментов, это психологическая сегментация).

А смысл?

Вот как-то так я вижу сегментацию.

И смысл её в том, чтобы получать заявки от самой разной аудитории. Или выбрать приоритетные сегменты и сделать для них предложение, обозначить выгоды и преимущества важные для них. А стоп-сегментам (не подходящей аудитории) не давать «пищи» на лендинге.

При этом, можно сделать несколько страниц под разную аудиторию, а можно объединить топовые сегменты на одной.

То же и с рекламой, мы закрываем в объявлениях разные «боли». Здорово, если мы говорим в посте про одышку и ведем на ленд для сильно полных людей или в боковом таргете — про «этим летом ты будешь красиво раздета» и ведем на посадочную для фитоняш.

Как сегментировать?

Сама каждый раз мучаюсь, вот честно.

Я читала Котлера(Основы маркетинга), читала статьи по сегментации, проходила курсы по маркетингу, как-то хитровыдуманно объединила эти знания в голове и теперь, чаще всего, делю ЦА на:

— людей с разными проблемами или задачами

— людей с разными ситуациями потребления(тем, что заставило их купить товар именно сейчас, триггерами)

Кстати, почитайте статьи, формул сегментации огромное множество, есть даже психологическое и поведенческое типирование.

Это очень интересно! Один и тот же человек в зависимости от ситуации может быть клиентом разных компаний. Например, я могу поесть в фаст фуде, могу посетить кофейню, а могу пообедать в гламурном ресторанчике в центре Москвы.

— Первый случай, когда я с тремя детьми хочу перекусить недорого или мой «внутренний интроверт» хочет заказать еду через терминалы, без контакта с живыми людьми.

Я и мои дочки тоже определенный сегмент ЦА
Я и мои дочки тоже определенный сегмент ЦА

— Второй — у нас с детьми какой-то праздник или я иду на бизнес-ланч (недорогое и более здоровое питание, чем фаст фуд)

— Третий случай, когда я еду на встречу с заказчицей, которая работает в сфере PR и эти вот попсовые сетевые рестораны ей посещать не комильфо.

По сути, чтобы лучше понимать ЦА, можно отслеживать свои собственные реакции во время покупки товаров и услуг. Можно спрашивать у знакомых( и у незнакомых, например, у клиентов) как они приобретали продукт. Можно опираться на свой жизненный опыт.

Методика сегментирования

Но вернемся к нашей технологии сегментации.

Сначала я опрашиваю клиента, что за люди у него покупают, может ли он разделить их на группы. Потом провожу маркетинговое исследование, например, на форумах или анализируя запросы в вордстате. Наконец, на основе этой информации и своего опыта, я пытаюсь разделить аудиторию на сегменты и описываю каждый их них.

Например, в региональном салоне оптики наши основные клиенты 45+, которые носят очки для чтения.

-5

Я уточняю у заказчицы, а приходят ли эти прекрасные женщины в магазин, когда мы проводим онлайн-активности(из ВК и с текущего сайта)? И получаю подтверждение гипотезы, что хотя наша ЦА 45+, но в интернете по этому региону мы можем поймать преимущественно 30+ аудиторию.

И дальше ленд я ориентирую уже на этих современных ребят. То есть, разделила на сегменты и взяла тот, который скорее всего сработает.

К слову, объем аудитории в вк, всегда можно проверить в рекламном кабинете. В моем случае, аудитория города была 463 тысячи человек, а аудитория по городу и возрасту 45+ — 56 тысяч человек.

-6

Объем ЦА старше 18 лет по определенному региону

-7

Объем ЦА старше 45 лет по определенному региону

*****

Или вот офлайновый магазин кафеля, там аудитория делился по степени понимания задачи:

— те, кто уже знает какую плитку хочет и заказывает онлайн (они уже посмотрели в магазине или поговорили со своим дизайнером)

— те, кто не знает какую плитку хочет и им надо рассказать, подсказать, показать, посчитать объем в зависимости от метража ванной и туалета

— те, кто примерно знает, что хочет и ищет в реальных магазинах подешевле и покачественней

*****

В общем, сложная это работа- сегментирование, для начала пробуйте сегментировать по проблемам и ситуациям, в которых находится клиент, а потом втянетесь и ну делать сегментацию 80 левела и получать соответствующие прибыли.

Денег вам, счастья и лендингов, за которые не стыдно. Мир, труд, май!

И рекомендация по лендингам:

Подборка статей Создание лендинга

Изучайте и применяйте на практике!

*****

P.S. Задать мне вопросы или заказать текст лендинга можно, написав мне в личку Надежда Богданова

Спасибо, что дочитали статью и отдельное спасибо за ваши лайки и комментарии, которые помогают развитию канала!