Найти тему
IQ Media

Какие страны выбирают звезды креативных индустрий?

Оглавление

Креативные индустрии являются важнейшим драйвером роста: помимо прямого воздействия на экономику, генерируют значительные косвенные эффекты и способствуют развитию инноваций. Чтобы ответить на вопрос, какие страны более успешны в развитии креативного сектора, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий и проанализировал их творческие профили.

Россия входит в топ-20 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий

Рейтинг стран-лидеров по привлекательности для звезд креативных индустрий в 2022 году возглавили США, Великобритания, Китай, Германия и Япония. Россия заняла 20-е место (рис. 1).

рис. 1. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
рис. 1. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Лидеры креативных индустрий преимущественно концентрируются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. Входящие в топ-30 наиболее привлекательных для звезд креативных индустрий 23 страны также входят в топ-30 по величине валового внутреннего продукта. При этом 22 из них относятся к странам с высоким уровнем дохода, семь — с уровнем дохода выше среднего (Россия, Китай, Бразилия, Турция, Мексика, Перу и ЮАР), одна — ниже среднего (Индия). На указанные группы приходится 81, 9,3 и 1,7% всех мировых звезд креативных индустрий соответственно.

Вклад в общемировой пул креативных звезд большинства стран — лидеров Индекса превосходит их вклад в мировой валовый продукт. Только у восьми стран (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Бразилия, Россия, Мексика и Тайвань) доля в мировой экономике превышает их долю в общем числе креативных звезд.

Распределение звезд креативных индустрий по странам неравномерное

На топ-20 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий приходится более 86% их общей численности, тогда как на следующие 20 стран — только 8,9%. Лидирующие по значению Индекса США более чем вдвое (2,4) опережают Великобританию, занимающую вторую позицию; почти в четыре раза (3,8) — Японию, располагающуюся на пятой позиции; 10-е место — Южную Корею — в девять раз (8,97); 20-е место — Россию — в 20 раз (20,4); наконец, Финляндию, замыкающую первую тридцатку стран, — в 34 раза (34,0).

Можно выделить креативные индустрии, где неравномерность наиболее сильна. Так, в топ-20 странах сосредоточены 85% звезд кино, тогда как для архитектуры этот показатель составляет 76% (рис. 2).

Рис 2. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Рис 2. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Креативный сектор характеризуется территориальной специализацией

Четырнадцать стран входят в топ-5 по привлекательности для звезд хотя бы одной креативной индустрии. Чаще всего в таких топах оказываются США и Великобритания, но также присутствуют в пятерках лидеров по отдельным креативным индустриям и страны континентальной Европы, азиатские и некоторые развивающиеся, такие как Турция и Перу (рис. 3).

Рис 3. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Рис 3. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Отрыв США наиболее заметен в моде и культуре за счет развития самых современных течений в этих индустриях: urban wear (городская одежда) и contemporary art (современное искусство). Германия, считающаяся одним из наиболее индустриально развитых и технологичных центров, выигрывает у всех стран, кроме США, по привлекательности для звезд игровой индустрии и промышленного дизайна. Два других европейских государства — Франция и Италия — демонстрируют склонность к креативным индустриям, где более сильны исторические традиции, — моде и кинематографу. Азиатские страны также различны по своему креативному профилю. Китай лидирует в креативных индустриях, содержащих значительную технологическую (игровая индустрия, архитектура) и визуальную (дизайн, культура и искусство) составляющие.

Продолжение результатов исследования читайте на сайте ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.