Понятие общества потребления впервые использовал немецкий мыслитель Эрик Фромм, чтобы определить суть современного западного общества как основанного на принципе индивидуального потребления. Производство материальных благ в ХХ веке стало много проще и быстрее, чем было раньше, и рынок не только насытился, но и перенасытился товарами на любой вкус и кошелек. Потребители впервые ощутили себя хозяевами рынка, ведь любое их желание продавцы могли удовлетворить в лучшем виде. Более того — появился широчайший выбор каждого вида товара.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Такая ситуация изменила общественные ценности и установки, а также образ жизни. Появилось понятие "шопинг" как своеобразный вид досуга. Изменилось и отношение к покупаемому товару. Теперь многие покупки стали делаться просто так, ради самой покупки и того удовольствия, которое доставляет процесс ее приобретения. Думаю, многим знакомо это чувство, когда гуляешь себе по торговому центру, заходишь в разные магазины, тут то примеришь, там другое... и вот ты уже весь в пакетах, а в них вещи, без которых вполне можно было бы обойтись, но вот не обошлось.
А чувство такое, как будто ты в лотерею выиграл. Шутка ли! По акции отхватил кучу вещей.
В обществе потребления делается все, чтобы у покупателя был стимул к покупке, и чтобы он особо не заморачивался. Отсюда — развитая система кредитования, все эти скидочные карты и т.д.
Так что можно сказать в пользу общества потребления? Основной плюс, это, конечно, конкуренция производителей, которая стимулирует улучшать качество товара, удерживая приемлемую цену. Чем выше потребительские стандарты, тем сильнее стимулы к повышению квалификации производителей и продавцов. Осознание того, что в любой момент можно купить любую вещь, делает человека уверенным в завтрашнем дне, что снижает социальную напряженность.
А что можно сказать против при такой благостной картине? Основной минус в том, что в обществе потребления при его высоких стандартах человек становится зависимым от товаров. Ему только кажется, что он сам выбрал товар, на самом деле во многих случаях за него все решили реклама и маркетинг. Так проще, но так нивелируется личная ответственность. Процесс оболванивания людей в обществе потребления приводит к тому, что люди меньше интересуются духовной культурой, они сосредоточены на материальных ценностях.
Недаром Жак Бодрийяр говорил,что потребление — современная магия, а общество потребления — это общество самообмана.
#общество #культура #социология #потребление
Читайте еще на моем канале:
Запад и Восток: непримиримость или единство?
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа: