Мне попалось на глаза одно интересные интервью военного эксперта, политолога, доктора военных наук, Константина Валентиновича Сивкова. Он объяснил смену своей позиции по отношению к действующей власти.
По его словам он был в оппозиции с самого развала СССР. Обычно наши оппозиционеры готовы на любой кипишь, лишь бы против Путина, либо против Путина потому, что тот закрыл, любо пытается закрыть окно в Европу. Проветрили и хватит.
Такие как Сивков были против (хотя может и не совсем против) Путина, потому, что тот и не думал это окно закрывать. Страну надо возвращать к социализму. Ведь надо быть против конкретного положения дел, а не личностей.
Итак, Константин Валентинович говорит, что мы начали постепенный разворот в сторону социализма. Это он не может не приветствовать. Во-первых, будут национализированы стратегически предприятия. Типа привет Чубайс и Гайдар. Во-вторых, Из России, наконец-то уходят иностранные компании.
Ещё одна вещь, которую неплохо бы было установить у нас в стране, это запретить накапливать такой капитал, ресурсы которого позволят влиять на политическую ситуацию.
Национализация, это ещё не возврат в социализм. Государственная власть в капиталистических странах много чего национализирует. Это политические решения, которые, например, могут быть связаны с экономической безопасностью.
Сейчас хотят национализировать «Сахалин-2». Это не значит, что дух Сталина воскрес. Просто там сейчас сидят не подконтрольные России операторы, по большей части. Как они себя поведут в случае экономически не выгодной ситуации? Чтобы избежать рисков, надо посадить туда своих людей. Проще всего это сделать через национализацию. Если что, издержки будет нести Япония. Обычное рациональное решение.
То, что уходят иностранные компании, ну, будем надеется, это даст стимул для развития своего. Но вот пример из истории Японского мотопрома.
Если я не ошибаюсь, в 70-е мотоциклы Honda начали наводнять рынок США. Это был настоящий шок для Harley-Davidson. Национальные мотоциклы америкистали стремительно падать. Honda превосходила во всём: дешевле, быстрее, сидеть удобнее, меньше расход бензина, ремонт по-карману и тд. Тогда Harley-Davidsonот банкротства спасла патриотически настроенная общественность. Но удар был капитальный.
Другой пример для сравнения. Один мой знакомый вспоминает, как он в 1991 г пересел на мерседес после многолетней эксплуатации жигулёнка. Он понял, вкакой ж..е находился советский автопром. Это с его слов.
Так что, социализм, это громко сказано. Даже если говорить о сталинских артелях и ЛПХ, всё-таки останется частный бизнес. Просто стратегически важные объекты экономики будут взяты под крыло в целях безопасности. И курс будет взят на укрепление национальной валюты. Всё это прекрасно работает в капиталистических экономиках.