Когда-то на левом берегу реки Волхов, в селе Сольцы, на территории современного Киришского района, располагалось имение семьи Бестужевых. Сейчас на правом берегу реки, напротив места, где некогда была усадьба, располагается город Кириши. Его жители бережно хранят память о Бестужевых. В городе проводятся ежегодная конференция “Бестужевские чтения” и конкурс “Наследники Бестужевских традиций”. В Городской библиотеке (ул. Героев, 10) создан Мемориальный кабинет семьи Бестужевых, посещение которого помогает ощутить атмосферу времени, когда жили и творили братья Бестужевы. Часть экспозиции Киришского историко-краеведческого музея посвящена семье Бестужевых. Хочется верить, что когда-нибудь вместо неприметного памятного знака на улице Бестужевых в городе Кириши появится настоящий памятник знаменитым землякам.
В этом материале мы расскажем, какое отражение нашло творчество Бестужевых и их политическая и просветительская деятельность в кинематографе и театральном искусстве.
Художественные фильмы
Говоря о Бестужевых и кино, в первую очередь, вспоминается экранизация популярного в пушкинские времена произведения Александра Бестужева “Замок Нейгаузен” - художественный фильм “Рыцарский замок” (1990) режиссёра Сергея Сергеевича Тарасова. Фильм был снят на киностудии “Мосфильм” при участии киностудии “Жанр”. Премьера состоялась в 1991 году и имела большой успех.
В этом историко-приключенческом фильме снимались такие известные актеры, как Александр Кознов, Ольга Кабо, Денис Трушко, Евгений Парамонов, Сергей Нечаев и многие другие. Режиссер также не устоял перед соблазном и сыграл роль Манфреда Вольфа.
В фильме показаны события XIV века. Это время отмечено противостоянием Ливонского ордена и Руси. Главный герой — предводитель новгородского отряда воевода Всеслав, — образец благородства и мужества. После просмотра фильма понимаешь, почему когда-то произведения Марлинского были так популярны – они учат быть сильными и хранить верность своим идеалам.
Фильм, без которого невозможно представить себе рассказ об образах Бестужевых в кинематографе, – немое кино “Декабристы” режиссера Александра Ивановского, снятый на студии “Ленинградкино” (“Ленфильм”) в 1926 году. Это историко-биографическая драма. Сценарий был создан режиссером в соавторстве с Павлом Щёголевым.
В фильме принимают участие: Евгений Воронихин, сыгравший Николая I, Владимир Максимов в роли Александра I, Варвара Анненкова в роли Полина Гебль-Анненковой, Борис Тамарин в роли И. А. Анненкова и многие другие выдающиеся актеры начала века. Александра Бестужева сыграл Петр Подвальный.
Фильм был снят к 100-летию восстания декабристов. Премьера состоялась 8 февраля 1927 года. Сюжет раскрывает историю декабристского движения и рассказывает непосредственно о восстании на Сенатской площади. Большое место в художественном фильме занимает романтическая история отношений Ивана Анненкова и Полины Гебль.
“Северная повесть” – исторический фильм режиссера Евгения Андриканиса, вышедший в свет в 1960 году (“Мосфильм”). Режиссер одновременно является и автором сценария. В основе этого фильма лежит одноименная повесть Константина Паустовского.
В главных ролях заняты Ева Мурниеце, Олег Стриженов, Валентин Зубков. Фильм повествует о любви и достоинстве. В преддверии восстания на Сенатской площади Павел Бестужев был сослан за дерзость на Аландские острова.
Кульминационным моментом является спасение Бестужевым раненого декабриста, отважившегося перейти границу. Павел спасает не только беглеца, но и свою возлюбленную, правда, ценой собственной жизни. История, рассказанная Андриканисом, трогает до глубины души.
Пожалуй, лучшим документальным фильмом, посвященным декабристам, является картина "Во глубине сибирских руд… ", снятая киностудией “Моснаучфильм” в 1961 году. Ее главным героем является Николай Бестужев. В фильме рассказывается о событиях его жизни, последовавших за декабрьским восстанием 1825 года.
Судьба декабриста Николая Бестужева нашла свое отражение и в двухсерийном фильме Свердловской киностудии — “Нет чужой земли” (1990) режиссёра Бараса Халзанова. Автор сценария – Владимир Валуцкий.
Действие фильма переносит нас в далекий 1839 год, когда братья Бестужевы, Николай и Михаил, отбыли срок на каторге и были переведены в небольшой городок Селенгинск. В фильме рассказывается о просветительской деятельности Бестужевых среди бурят. В роли Николая Бестужева снимается Петр Юрченков, а Михаила играет Александр Булдаков. Жанне Прохоренко удалось создать трогательный образ Елены Бестужевой, сестры декабристов.
Театральные постановки
Известный драматург Борис Александрович Голлер (Борис Шмерович) написал пьесу “Сто братьев Бестужевых”. В 1975 году по ней был поставлен спектакль. В постановке принимала участие труппа студенческого театра ЛИИЖТа «Studio» (режиссер В. Малыщицкий). Постановка имела успех на российских и международных фестивалях.
Ленинградский государственный Молодежный театр (сейчас – Театр на Фонтанке) открылся пьесой Голлера. Спектакль “Сто братьев Бестужевых” с 18 января 1980 года входил в репертуар около 11 лет и прошел в театре более 400 раз. В 1983 году в Ленинградском ТЮЗ была поставлена вторая часть дилогии о восстании и семье Бестужевых – “Вокруг площади”.
В 1976-м году пьеса «Сто братьев Бестужевых» была поставлена на Ленинградском радио. В 1989 году прошла постановка радио-варианта пьесы «Привал комедианта, или Венок Грибоедову». Она также транслировалась неоднократно.
Известный драматург Леонид Генрихович Зорин в 1966 году написал пьесу “Декабристы”. Вскоре она была поставлена театром “Современник”. Премьера состоялась 17 августа 1967 года. В главных ролях были заняты В. Сергачев, В. Никулин, О. Даль, А. Мягков, И. Кваша, О. Табаков, О. Ефремов. Идея постановки принадлежит Олегу Ефремову. Именно ему пришла в голову мысль другими глазами взглянуть на истоки революционного движения в России. Пьеса была задумана как часть трилогии о российских революционерах.
Ефремов подчеркивал, что данная пьеса по своей сути является документальной драмой, хотя буквализм ей не свойственен[1]. Трактовка событий 1825 года была неординарной, впрочем, как и образы декабристов. Именно этим постановка привлекала к себе внимание зрителей и критиков. Эпиграф к пьесе гласит: “Здесь вымысел документален и фантастичен документ”.
Автора интересуют, прежде всего, разобщенность заговорщиков и причины провала их плана. Драматург рассказывает о противоречиях между бунтовщиками. “Декабристы” – это интеллектуальная драма. Любовным переживаниям и другим жизненным моментам в ней места не нашлось.
“Николай I, ведущий допрос-разговор с каждым, члены следственной комиссии, растерянные декабристы, пытающиеся спасти друг друга и всё-таки выдающие членов тайного общества, – всё это составляет напряженный интеллектуальный пульс, определяющий основу развития пьесы. Своеобразие декабристской темы в том, что, обратившись к документам, Зорин лишает героев 14 декабря 1925 года привычного романтического ореола. Трубецкой, стоящий перед императором на коленях и просящий прощения; Рылеев, выдающий Пестеля; дрогнувший Никита Муравьев, обманутый императором Каховский… Образ Николая I подан достаточно ярко: сам ведет дело, сам подает пример великодушного, справедливого и беспощадного отношения к преступникам, добиваясь признания и пытаясь искренне понять, что подвигло лучшие умы России выступить против него[2]”. “Допросы-беседы представлены как тонкие психологический поединки, которые с успехом выигрывает император”[3].
В 1982 году Н. Дамдинов закончил написание исторической пьесы в стихах “Кольцо декабриста”. Данное произведение посвящено декабристу Н. Бестужеву. “В драматической судьбе Николая Бестужева, находящегося в центре Драмы, Н. Дамдинов увидел конфликтность исторического развития. Помимо этого, автор затрагивает тему преемственности поколений, поднимает проблему толерантности, и они звучат актуально и по сей день.
Пьеса “Кольцо декабриста” состоит за трех частей: “Историограф русского флота”, “Во глубине сибирских руд”, “На берегу Селенги-реки”, которые являются своего рода этапами познания жизни. В пьесе прослеживается идея, что пребывание декабристов в местах ссылки – это продолжение их самозабвенного революционного подвига, который привел их на Сенатскую площадь…”[4].
После отмены кандалов Николай Бестужев мастерил из них кольца и браслеты. Именно такое кольцо, выкованное из кандалов, появляется в конце пьесы. “Его Бестужев передает детям как символ стойкости, верности своим идеалам, как дело всей его жизни”[5]. В своей пьесе Дамдинов показывает ярчайший пример того, что личность может сделать огромный вклад в историю государства.
Судьба Николая Бестужева заинтересовала еще одного бурятского драматурга – Г. Башкуева. В 2013 г. В журнале “Байкал” была опубликована его пьеса “Долг. Сентиментальное путешествие NB”. Заглавие этого драматического произведения перекликается с названием любимой книги Н. Бестужева – “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” Лоренса Стерна. Пьеса Геннадия Башкуева была поставлена режиссером Анатолием Баскаковым.
Башкуев описывает все периоды жизни Николая Бестужева. Декабрист предстает перед нами морским офицером, дворянином, художником, просветителем, ссыльным, заключенным, и, конечно, “государственным преступником”. Центральная тема повествования – долг перед самим собой, окружающими людьми и потомками, прежде всего, долг перед своим Отечеством”[6]. Башкуев подчеркивает, что “долг обязательно должен быть облачен в деятельность, ведь “недеятельность хуже чистилища””[7]. Николай Бестужев как раз был невероятно деятельным человеком. Кроме того, за душевную теплоту и помощь он получил от бурят прозвище Улаан Наран (Красное Солнышко).
“В пьесе говорится о «долге» – «верно понятом» и «ложно понятом»: верно понятый долг – это ключ к более совершенному обществу, ложно понятый долг – причина вечных социальных несовершенств”[8].
Рассказывая о том, как судьба Бестужевых отражена в театральном искусстве, нельзя не упомянуть невероятно впечатляющую постановку – спектакль “Последний котильон” (2015) по произведениям Б. Голлера, который рассказывает о трагической судьбе участников декабрьского восстания, в том числе и о нелегкой доле братьев Бестужевых. Курс Ю.М. Красовского представил эту постановку в Учебном театре на Моховой. Режиссер-постановщик – профессор Ю.М. Красовский.
Николая Бестужева играют В. Ковтун, С. Якушев, Александра – Ф. Пшеничный, Р. Цирикидзе , А. Ефремов, Михаила – В. Ставропольцев, Д. Лукичев, Павла – В. Андреев, А. Осадчий. В роли Елены Бестужевой Д. Одинцова, Н. Набиева, О. Ким. Мать Бестужевых, Прасковью Михайловну, играют В. Зиновьева, Н. Набиева, А. Евланова, Е. Шумакова.
Непринужденное начало спектакля не предвещает трагических событий. Братья Бестужевы предстают перед нами веселыми и бесшабашными. Лишь их мать предчувствует беду. Действие спектакля сопровождается мелодиями вальса. Недаром, в названии постановки присутствует слово котильон. Суть роковых событий передана благодаря пластике и хореографии, которая настолько впечатляюща, что зрители чувствуют себя участниками далеких декабрьских событий. Реалистично показана словесная дуэль между декабристами и императором. Особенно пронзителен финал, во время которого имена участников восстания появляются на фоне виселиц.
Это лишь самые известные картины и спектакли, связанные творчеством Бестужевых и их судьбами. Несомненно, эти исторические личности заслуживают еще многих новых талантливых кинематографических и театральных постановок.
Список использованной литературы
1. Атас! Киношный // Земляничная поляна. – 1991. - № 3 (август). — С.6.
2. Башкуев, Г. Т. Долг. Сентиментальное путешествие NB / Г. Т. Башкуев // Байкал. – 2013. – № 3. – С. 3 – 53.
3. Бестужев-Марлинский А. А. Страшное гадание. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. — 256 с.
4. Бестужевский альманах: материалы Киришских краеведческих бестужевских чтений / под ред. А.Л. Неуймина; сост. С.В. Вишнякова, И.Г. Игнатьева. — СПб.- Кириши: Библиотека журнала "Невский альманах", 2010. — 99 с.
5. Ветелина, Л. Г. Своеобразие драматургии Леонида Зорина: жанровая динамика, характер конфликта, типологические особенности персонажей, своеобразие финала / Л.Г. Ветелина // Вестник Омского университета. — 2008. — № 3. — С. 63–71.
6. Дамдинов, Н. Г. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Сов. Россия, 1981. – Т. 1. – 752 с.
7. Иванова Е. Примечания // Зорин Леонид. Театральная фантазия. М.: Искусство, 1974. — 728 с.
8. История города Кириши и района: сборник / под ред. М.В. Двоеглазовой, Т.Н. Соболевой, Е.А. Елисеевой. — Кириши: Издат. Дом "Кириши", 1995. — 158 с.
9. Кириши. С седых времен до наших дней: хроника, события, факты. — СПб.: ООО ИД "Петрополис", 2015. — 112 с.
10. Левкович Я. Судьба Марлинского / Я. Левкович // Звезда. — 1975. — № 12. – 154 – 164.
11. Найдаков, В. Ц. Имихелова, C. C. Бурятская советская драматургия. – Новосибирск: Наука, 1987. — 269 с.
12. Письма Александра Александровича Бестужева к Н. А. и К. А. Полевым, писанные в 1831-1837 годах // Русский вестник. – 1861. – № 4.
13. Савинова, Т. Б. Образ Николая Бестужева в бурятской драме: художественная концепция исторической личности / Т.Б. Савинова, Т. Е. Санжиева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 10. — С.46 – 50.
14. Савинова, Т. Б. “Долг. Сентиментальное путешествие” Г. Башкуева: к вопросу о главном герое / Т. Б. Савинова // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 7. – С. 78 – 80.
15. Хранители памяти: материалы к истории Декабристской секции при Государственном музее истории г. Санкт-Петербурга / сост. К.Э. Кузнецова. — СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012. — 447 с.
[1] Иванова Е. Примечания // Зорин Леонид. Театральная фантазия. М.: Искусство, 1974. – С. 693.
[2] Ветелина, Л. Г. Своеобразие драматургии Леонида Зорина: жанровая динамика, характер конфликта, типологические особенности персонажей, своеобразие финала / Л.Г. Ветелина // Вестник Омского университета. — 2008. — № 3. — С. 69.
[3] Ветелина, Л. Г. Своеобразие драматургии Леонида Зорина: жанровая динамика, характер конфликта, типологические особенности персонажей, своеобразие финала / Л.Г. Ветелина // Вестник Омского университета. — 2008. — № 3. — С. 69.
[4] Савинова, Т. Б. Образ Николая Бестужева в бурятской драме: художественная концепция исторической личности / Т.Б. Савинова, Т. Е. Санжиева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 10. — С.46.
[5] Там же — С.47.
[6] Савинова, Т. Б. Образ Николая Бестужева в бурятской драме: художественная концепция исторической личности / Т.Б. Савинова, Т. Е. Санжиева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 10 — С.48.
[7] Башкуев, Г. Т. Долг. Сентиментальное путешествие NB / Г. Т. Башкуев //Байкал. – 2013. - № 3.- С. 5.
[8] Савинова, Т. Б. “Долг. Сентиментальное путешествие” Г. Башкуева: к вопросу о главном герое / Т. Б. Савинова // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 7. – С. 79.
#бестужевы #история россии #декабристы #ИСТОРИЯРОССИИ #ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ #КИНО #ТЕАТР #ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ #ИСТОРИИ РЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ #РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ