Лето 1862 года. В Петербургской думе идут горячие дебаты. Обсуждается новый вид городского транспорта — конно-железные дороги. Это когда лошади тянут вагоны по рельсам. Противники утверждают, что «проложение рельс по улицам вызовет несчастные случаи с извозчиками, переезжая рельсы, пролетки будут опрокидываться, пассажиры получат ушибы и сотрясения, а кроме того, пассажиры могут попадать под вагоны».
Первые рельсы на Невском
Однако власти через несколько месяцев разрешили бизнесменам проложить «на собственный их счет и страх» рельсы на улицах. Новая компания «Товарищество конно-железных дорог» была воодушевлена успешным функционированием грузовой конки и хотела таким же образом возить пассажиров.
В начале лета 1863 года сотни телег увозили с Невского проспекта глинистую землю. В июле на рельсы, которые протянулись на всю длину проспекта, поставили вагоны с лошадьми.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в номере от 13 июля 1863 года писала: «На Невском, близ Адмиралтейской площади, стоят на рельсах конной железной дороги два пассажирских вагона. В среду, 10-го июля, вагоны эти пробовались на небольшом расстоянии и осматривались желающими».
Успех
К концу лета вагоны конки побежали по трем маршрутам. Синие двухэтажные вагоны, обклеенные рекламой, вмещали до 40 человек. Цена билета доступная: 5 копеек. На «империале» (второй открытый этаж) — всего 3 копейки.
Петербургская конка стала настоящей революцией в общественном транспорте. За первый год перевезли более миллиона пассажиров.
Бизнес процветал. «Товарищество конно-железных дорог» открыло штаб-квартиру на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна), в доме с великолепным декором. Это подчеркивало финансовое благополучие компании.
Овёс — это важно
Через десять лет появилась фирма-конкурент с новыми 25 маршрутами по 64 улицам. Потом — третья компания по обслуживанию пригородного конного трамвая.
И все получали прибыль! Правда, дело было хлопотное: требовалось следить за безопасностью на рельсовых дорогах, ремонтировать вагоны, а животных кормить и лечить. Ежегодно на 157 километров конно-железных дорог выходило 3,5 тысячи лошадей. «Топливом» петербургского общественного транспорта в те годы был овёс. Его съедалось более 13 тысяч тонн в год. А еще — сено, солома, отруби. Издержки существенные…
Владельцы конки ходатайствовали о пересмотре тарифа. Градоначальники разрешили повышение до 6 и 4 копеек.
Будущее и прошлое
Потом вмешался технический прогресс: конную тягу пытались заменить паровой машиной. Однако «коночные» миллионеры не дали бизнес-сопернику развиваться. Открылось всего три линии, где ходили паровики — городские локомотивы с 2–4 вагонами.
В начале двадцатого века всех вытеснил электрический трамвай. Но это уже другая история.
Сегодня можно увидеть конку у метро «Василеостровская». Модель — копия образца 1872–1878 годов сделана в натуральную величину по оригинальным чертежам Путиловского завода. Сейчас здесь продают кофе, чай и пирожки. Но можно залезть на «империал» и представить себя пассажиром позапрошлого века.