Рисование – это вовсе не волшебство, а вполне достижимый навык. Чтобы быстрее научиться создавать целые вселенные на листе бумаги, важно не только регулярно тренироваться, но и пользоваться советами уже опытных художников. Зачем «изобретать велосипед», если можно просто впитать готовую информацию и, не теряя времени, приступить к ее отработке.
Выбор карандашей
Первое, что хочется сделать начинающему художнику по приходу в художественную лавку – купить готовые наборы, потому что глаза разбегаются от изобилия и кажется, что нужно абсолютно все! Готовые наборы, хоть и кажутся удобными, на самом деле совсем не практичные, потому что по факту в творчестве используются всего несколько из них, остальные же пылятся годами, поэтому такая покупка будет пустой тратой денег.
Гораздо практичнее приобрести несколько основных карандашей, которые нужно выбирать в зависимости от предпочитаемой техники. Например, если художник хочет рисовать в реализме, то стоит обратить внимание на мягкие карандаши. Базовый набор: HB, 5B, 2B. Для тех, кто
предпочитает рисовать более академично, к этому набору рекомендуется добавить более твердый – 2Н, или поднять жесткость всех карандашей на ступень или две. Например, Н, В, 4В.
Жесткость карандашей
Существует две основные классификации жесткости карандашей: советская и английская. На корпусе карандашей отечественного производства твердость обозначается буквой «Т», а мягкость - «М». Базовый карандаш средней мягкости на них обозначается как «ТМ».
Импортные карандаши, соответственно, обозначаются латиницей. На них твердость обозначается буквой «H», а мягкость – «B». Карандаши средней мягкости обозначаются «НВ» или «F».
Засечки для экономии времени
В процессе активной работы инструменты, в частности карандаши, хаотично разбросаны в рабочем пространстве и часто поиск необходимого требует времени. К тому же, не на всех карандашах отчетливо видна их твердость, а иногда она видна только с одной стороны, поэтому бегло окинув взглядом стол трудно найти сразу нужный. Чтобы сэкономить время на главных карандашах можно сделать отметки.
Проще всего сделать на карандашах засечки. Например, на всех 3В сделать по три штуки, на НВ вырезать точку или просто отметить его маркером. Здесь главное самому не запутаться в своих отметках, поэтому лучше не мудрить и использовать простые, сразу понятные символы.
Заточка карандашей
Чтобы процесс рисования был максимально удобным, лучше отказаться от привычных со школы точилок для карандашей и вместо них использовать канцелярский нож. Это только сначала такой метод кажется трудным, на практике все не так страшно и только так можно получить удобную форму грифеля, а также смягчить его или заострить в процессе рисования.
Хороший канцелярский нож стоит довольно дорого, а если рисовать часто, то лезвие будет тупиться быстро. Выход здесь простой – использовать сменные лезвия. Так потратиться придется всего раз, при покупке самого ножа, а в дальнейшем покупать только недорогие лезвия. Если возможности купить хороший нож нет – не проблема, можно использовать и дешевые варианты, просто их придется менять чаще.
В процессе работы карандаш часто тупится, но использовать нож в такие моменты еще рано, так как сам стержень еще длинный. Поэтому, полезно всегда держать под рукой лист мелкой наждачной бумаги, так всегда можно вернуть стержню остроту для прорисовки мелких деталей, при помощи всего пары движений.
Вторая жизнь графитной стружки
После заточки карандашей всегда остается много графитной стружки и не стоит ее просто выбрасывать, ведь с ее помощью можно рисовать в очень красивой технике «сухая кисть». Но тут есть один нюанс, стружка для такой работы должна быть очень мелкой, что не всегда бывает при обычной заточке карандашей. Поэтому, перед тем как собирать ее для хранения, с ней стоит провести несколько подготовительных манипуляций.
Существует множество вариантов для измельчения графитной стружки в пудру, здесь каждый художник выбирает под себя. Кто-то измельчает ее плоскогубцами, некоторые предпочитают классику и измельчают ее при помощи ступки и пестика, а иногда для этих целей используют кофемолку. Как это делать – не важно, главное эффект и удобство.
Для хранения стружки понадобится плотно закрывающаяся емкость. Это важное условие хранения, так как мелкая пыль от малейшего движения рискует просыпаться и испачкать все вокруг. Лучше выбирать пластиковые или стеклянные емкости.
Ластик и клячка
Клячка – это очень удобный инструмент для работы с карандашом. По своему внешнему виду и текстуре она напоминает жвачку и используется для того, чтобы мягко убирать графит, не травмируя лист. С ее помощью можно не только убрать какой-то элемент, но и осветлить рисунок контролировать этот процесс, так как она менее агрессивная, чем ластик.
Покупая клячку лучше выбирать варианты в контейнере, так как впоследствии ее удобнее хранить. Также, перед покупкой рекомендуется ее пощупать, если она мягкая и легко меняет форму – можно покупать, если пружинит – стоит отказаться.
Для удаления четких линий можно использовать отрез ластика или его уголок, но гораздо удобнее работать механическим ластиком. Он выглядит также, как механический карандаш, только вместо грифеля в нем выдвигается стирающая основа. Особенно удобно его использовать при прорисовке мелких деталей, таких как радужка глаз или волосы
Как не испачкать рисунок
При работе на горизонтальной поверхности велик риск размазать рисунок собственной рукой. Чтобы этого избежать художники используют различные подкладки, чаще всего это чистый лист бумаги. Однако, с такой защитой теряется восприятие цельности работы и рисовать сложнее.
Альтернативный вариант – подкладывать файл, он прозрачный, а еще скользкий, поэтому карандаш не будет размазываться. Также подкладывать файл, а не бумагу, стоит тем, у кого потеют ладони, так как только он спасет рисунок от влаги.