Друзья, сегодня в нашей рубрике #москвоведение рассказываем историю московского трамвая 🚋.
Еще в 1689 году сообщалось, что в Москве имеется около тысячи маленьких тележек, каждая из которых запрягалась одной лошадью, для перевозки публики с одного места в другое за небольшую плату. Вместе с тем упоминалось еще и о «колясках вроде паланкина» без скамеек внутри, обыкновенно в одну лошадь, в которых ехало по пять-шесть человек.
🐎Организованный транспорт для массовой перевозки населения распространился в Москве в 40-х годах XIX века. Это были линейки, двух- и четырехконные, вмещали до одиннадцати пассажиров, и конки.
Предшественница современного трамвая — конка представляла собой вагон, ехавший по рельсам с помощью лошади. Конный трамвай вышел на маршрут в 1872 году и к 1891 году в столице действовало 25 линий конки общей протяженностью 88 верст (94 км).
Трамвай на электрической тяге впервые появился в Берлине в 1881 году, причем в основе его конструкции лежала разработка русского ученого и изобретателя Фёдора Пироцкого. Из Берлина новый вид транспорта стал распространяться и по другим странам.
Москва стала шестым городом в Российской Империи, где появился электрический трамвай, после Киева, Казани, Нижнего Новгорода, Курска и Орла. В 1898 году столичная городская дума заключила договор с «Обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» о строительстве в Москве трамвайной линии.
Было принято решение переоборудовать Долгоруковскую линию: она шла от Страстной площади, далее по Малой Дмитровке до Бутырской заставы. Это была опытная линия, выполненная по последнему слову техники: уложены шпалы и рельсы, установлены мачты с электропроводами, возведено кирпичное здание электрического депо для отстоя вагонов (здание по улице Нижняя Масловка, 15 сохранилось), а также тяговая подстанция.
Прежде чем перевозить пассажиров, комиссия городской думы проверяла безопасность нового транспорта на себе: многократно ездила туда-сюда, разгоняя вагон до небывалой скорости 25 верст в час (27 км/час), резко тормозила, испытывая оборудования на всех режимах. Испытания закончились благополучно. Официальное открытие состоялось 6 апреля (по новому стилю) 1899 года. Украшенный национальными флагами, московский трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку — туда, где сейчас пересекаются улицы 8 Марта и Старый Петровско-Разумовский проезд. Регулярное движение трамвая открылось на следующий день. Билет на весь маршрут стоил 6 копеек. Вагоны курсировали по маршруту с интервалами в 14 минут с 8 утра до 8 вечера. Еще долго после открытия москвичи приходили сюда семьями или компаниями, чтобы прокатиться с ветерком «для души». Вначале жители столицы в разговорах чаще называли новый транспорт «электричкой» и лишь позднее — трамваем.
Первые модели были зарубежного производства: западногерманские трамваи марки «Фалькенрид» и чешские вагоны «Рингхофер». Это были деревянные узкие вагоны со скамейками вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон, который получил свое название благодаря фонарям на крыше.
После революции трамвай становится любимым видом транспорта москвичей. К 1922 году работало 13 регулярных маршрутов, в том числе знаменитые «А» («Аннушка») по Бульварному кольцу и «Б» («Бублик» или «Букашка») по Садовому.
В начале 1930-х годов трамваи перевозили рекордное число пассажиров — более 2 млн (а в Москве в то время жило около 4 млн человек). С открытием метро поток пассажиров снизился, зато конкуренция позволила сделать поездки комфортнее. Кроме пассажирских трамваев в Москве курсировали грузовые трамвайные поезда для перевозки топлива, муки и хлеба, строительных материалов и грунта.
В 1936 году на линии вышли первые металлические трамваи М-38, прозванные из-за цвета корпуса «голубыми вагонами».
В 1940-м формируется привычный график работы трамваев — с 05:30 до 02:00. Его старались соблюдать даже в годы Великой Отечественной войны. Во время войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.
После войны трамвайная сеть достигла максимальной протяженности. А с 1959 года в истории трамваев началась «чехословацкая эра»: на столичных улицах появилась модели «Татры», которые можно увидеть на городских улицах и сегодня, но они похожи своих предшественников только внешне, внутри у них актуальная модернизированная начинка.
В 2017 на смену старым вагонам пришла новая современная модель «Витязь-Москва», разработанный специально для столицы.
На сегодняшний день трамвай — это второй по популярности вид транспорта в столице.
Проследить эволюцию московского трамвая можно по экспонатам Музея транспорта Москвы, который откроется после реставрации в 2023 году в Гараже Мельникова на Новорязанской улице 27.
Каждый год в честь дня рождения московского трамвая в столице проходит традиционный трамвайный парад из раритетных экспонатов и современных моделей.
Читайте также:
Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, мы будет продолжать рассказывать вам о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.
#armos #москва #moscow #история #московскийтрамвай