Найти тему
AR.MOSCOW

История московского трамвая

Друзья, сегодня в нашей рубрике #москвоведение рассказываем историю московского трамвая 🚋.

Еще в 1689 году сообщалось, что в Москве имеется около тысячи маленьких тележек, каждая из которых запрягалась одной лошадью, для перевозки публики с одного места в другое за небольшую плату. Вместе с тем упоминалось еще и о «колясках вроде паланкина» без скамеек внутри, обыкновенно в одну лошадь, в которых ехало по пять-шесть человек.

🐎Организованный транспорт для массовой перевозки населения распространился в Москве в 40-х годах XIX века. Это были линейки, двух- и четырехконные, вмещали до одиннадцати пассажиров, и конки.

Предшественница современного трамвая — конка представляла собой вагон, ехавший по рельсам с помощью лошади. Конный трамвай вышел на маршрут в 1872 году и к 1891 году в столице действовало 25 линий конки общей протяженностью 88 верст (94 км).

-2

Трамвай на электрической тяге впервые появился в Берлине в 1881 году, причем в основе его конструкции лежала разработка русского ученого и изобретателя Фёдора Пироцкого. Из Берлина новый вид транспорта стал распространяться и по другим странам.

Москва стала шестым городом в Российской Империи, где появился электрический трамвай, после Киева, Казани, Нижнего Новгорода, Курска и Орла. В 1898 году столичная городская дума заключила договор с «Обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» о строительстве в Москве трамвайной линии.

-3

Было принято решение переоборудовать Долгоруковскую линию: она шла от Страстной площади, далее по Малой Дмитровке до Бутырской заставы. Это была опытная линия, выполненная по последнему слову техники: уложены шпалы и рельсы, установлены мачты с электропроводами, возведено кирпичное здание электрического депо для отстоя вагонов (здание по улице Нижняя Масловка, 15 сохранилось), а также тяговая подстанция.

-4

Прежде чем перевозить пассажиров, комиссия городской думы проверяла безопасность нового транспорта на себе: многократно ездила туда-сюда, разгоняя вагон до небывалой скорости 25 верст в час (27 км/час), резко тормозила, испытывая оборудования на всех режимах. Испытания закончились благополучно. Официальное открытие состоялось 6 апреля (по новому стилю) 1899 года. Украшенный национальными флагами, московский трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку — туда, где сейчас пересекаются улицы 8 Марта и Старый Петровско-Разумовский проезд. Регулярное движение трамвая открылось на следующий день. Билет на весь маршрут стоил 6 копеек. Вагоны курсировали по маршруту с интервалами в 14 минут с 8 утра до 8 вечера. Еще долго после открытия москвичи приходили сюда семьями или компаниями, чтобы прокатиться с ветерком «для души». Вначале жители столицы в разговорах чаще называли новый транспорт «электричкой» и лишь позднее — трамваем.

Первые модели были зарубежного производства: западногерманские трамваи марки «Фалькенрид» и чешские вагоны «Рингхофер». Это были деревянные узкие вагоны со скамейками вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон, который получил свое название благодаря фонарям на крыше.

Иконографика MOS.RU
Иконографика MOS.RU

После революции трамвай становится любимым видом транспорта москвичей. К 1922 году работало 13 регулярных маршрутов, в том числе знаменитые «А» («Аннушка») по Бульварному кольцу и «Б» («Бублик» или «Букашка») по Садовому.

-7

В начале 1930-х годов трамваи перевозили рекордное число пассажиров — более 2 млн (а в Москве в то время жило около 4 млн человек). С открытием метро поток пассажиров снизился, зато конкуренция позволила сделать поездки комфортнее. Кроме пассажирских трамваев в Москве курсировали грузовые трамвайные поезда для перевозки топлива, муки и хлеба, строительных материалов и грунта.

В 1936 году на линии вышли первые металлические трамваи М-38, прозванные из-за цвета корпуса «голубыми вагонами».

-8

В 1940-м формируется привычный график работы трамваев — с 05:30 до 02:00. Его старались соблюдать даже в годы Великой Отечественной войны. Во время войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.

После войны трамвайная сеть достигла максимальной протяженности. А с 1959 года в истории трамваев началась «чехословацкая эра»: на столичных улицах появилась модели «Татры», которые можно увидеть на городских улицах и сегодня, но они похожи своих предшественников только внешне, внутри у них актуальная модернизированная начинка.

В 2017 на смену старым вагонам пришла новая современная модель «Витязь-Москва», разработанный специально для столицы.

-9

На сегодняшний день трамвай — это второй по популярности вид транспорта в столице.

Проследить эволюцию московского трамвая можно по экспонатам Музея транспорта Москвы, который откроется после реставрации в 2023 году в Гараже Мельникова на Новорязанской улице 27.

Каждый год в честь дня рождения московского трамвая в столице проходит традиционный трамвайный парад из раритетных экспонатов и современных моделей.

Читайте также:

Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, мы будет продолжать рассказывать вам о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

#armos #москва #moscow #история #московскийтрамвай