Мнение туристов о том, что должно быть в отеле уже давно набило оскомину у профессионалов. Сотни раз за время работы мы встречаемся с отзывами типа: "Этот отель не соответствуют уровню 4 звезды! Это максимум трешка!"
Мне таких отзывов вживую не оставляют, потому что я (надеюсь) хорошо делаю свою работу. Но в интернете таких мнений полно. Особенно их много по всероссийской здравнице - Турции.
В Ассоциации ТурОператоров России (АТОР) недавно выпустили материал о том, как правильно выбирать отель в Турции. И я хотел бы его прокомментировать.
В чем же разница?
АТОР приводит стандарты присвоения звезд турецким отелям. Эти стандарты были утверждены в 2019 году и действуют только в Турции. Потому что ЕДИНОЙ международной системы классификации не существует.
Что это за стандарты? Например, отель 4* не обязан иметь парковку. А отель 5* обязан иметь парковку на 10% от общего номерного фонда (100 номеров - 10 парковочных мест).
- Таких требований много, но они зачастую "бюрократические". К примеру, в отеле 3 звезды наличие камеры для хранения багажа не обязательно, а для 4 звезды такое помещение должно быть.
- В 4 звездах не обязательно наличие журнального столика в номере, а на 5 звезд отель без журнального столика в Турции не сертифицируют.
Пройдемся по больному
По питанию требования к отелем довольно простые:
- В 3 звездах должно быть место, где туриста накормят завтраком (ресторан, зал итд);
- В 4 звездах должен быть ресторан, где одновременно смогут покушать 30% гостей отеля;
- В 5 звездах требования такие же, как и в 4 звездах.
Все! То есть, когда я читаю в интернете "грамотных" туристов по типу:
"Отель ЯКОБЫ 4 звезды, но питание all inclusive здесь хуже чем в трешке!!!"
То мне становится немного смешно. Потому что питание для уровня 3 звезд - завтраки. И даже требований по конкретному меню не существует.
Количество звезд не показатель уровня отеля
К сожалению, это так. Особенно, если мы говорим о среднем или бюджетном ценовом сегменте.
После разбора требований, становится ясно, что количество звезд у отеля - просто формальное наличие ряда услуг, которые предоставляются туристу в отеле. Качество же этих услуг, например, почти никак не регламентировано.
Поэтому и возникают истории про "трешки, которые лучше некоторых пятерок".
Грубо говоря, владелец отеля нанял отличных поваров, хорошо и вкусно кормит туристов, номера в отеле чистенькие и свежие, бассейны большие и удобные... Но тратить лишние деньги на обустройство парковки он не хочет, и тратится на щетку для обуви в каждом номере (требование 4*) он тоже не хочет.
В итоге отель может быть очень хорош, но по формальным признакам это только 3*.
Бывают ситуации и наоборот. Мой любимый пример отеля Hedef Resort 5*. Ко мне до сих пор приходят туристы, которым понравилась цена на этот отель "пятизвездочный" отель и они требуют продать именно его. Ведь это ЦЕЛЫЕ ПЯТЬ ЗВЕЗД!!! На меньшее они не согласны.
Окей, я забронирую вам тур туда, но только под расписку, что вы были предупреждены обо всех особенностях этого отеля и не будете иметь ко мне потом никаких претензий.
Как выбрать отель?
В этом я согласен с авторами статьи у АТОР.
- Читать поменьше отзывов в интернете
Во-первых, потому что немалая часть отзывов может быть накрученной (в среднем платный отзыв сейчас стоит 15-60 рублей).
Во-вторых, потому что у всех разные представления о сервисе и комфорте.
Говоря об объективности отзывов об отелях я всегда вспоминаю один забавный отзыв об индийском отеле:
"На двери в номер не было замка, но мы пошли и купили его на рынке. Мы же сюда приехали отдыхать, на не минусы искать. А отелю ставим оценку 10 баллов".
Или бывают обратные случаи, когда отель для своей цены в целом-то хорош. Но туристы ожидали от него большего. Ситуации бывают разные.
Но если хочется почитать отзывы в интернете, то фильтруйте их. Уделяйте внимание тем, где (желательно) есть фотографии, от авторов, которые уже ранее публиковали отзывы, и читайте их внимательно, например:
Питание в отеле было ужасным! Кушать было нечего!
Такой отзыв может быть не объективным, а субъективным
На завтрак давали омлет, картофель по-деревенски, сосиски, тосты, были мюсли и йогурт. Но всего было довольно мало. Регулярно выстраивались очереди
Такой отзыв больше заслуживает доверия. Тут есть конкретика.
- Второй совет по выбору отеля - найти опытного турагента. Опытные турагенты регулярно ездят в "рекламные туры", видят все на собственном опыте и могут дать адекватную оценку отелю. Даже если какой-то отель турагент не видел или видел давно, у турагентов есть свое сообщество, где другие коллеги поделятся своим мнением.
А вот если турагент говорит, что он опытный и при этом будет заманивать вас персональными скидками - от такого "специалиста" лучше бежать.
- Смотреть информацию, размещенную на сайтах туроператоров. Туроператорам нет смысла завышать оценки отелям, потому что это чревато негативными отзывами туристов о туроператоре.
Так говорит АТОР, но тут, если честно, я не до конца соглашусь. Потому что нередко описание отеля на сайте туроператора носит формальный характер: 3 бассейна, 2 горки, 3 ресторана. Короче, какое описание отель туроператору прислал, такое они и публикуют.
Но в любом случае врать туроператору смысла точно нет. Потому что если турист ожидал в отеле увидеть аквапарк (условно), а там его не оказалось - это повод для претензии туроператору с требованием компенсации.