Технологический прогресс нормальный. Устойчивый поток новых событий позволяет постепенно увеличить процветание. Но иногда - и, возможно, сейчас такое время - этот поток не так устойчив. Синхронные фундаментальные разработки позволяют делать скачки вперед в различных измерениях.
Прогресс в области искусственного интеллекта, робототехники и генетики обещает изменения, которые являются необычно широкими. Преимущества, которые включают в себя улучшенные гаджеты, здоровье и продовольственную безопасность, легко оценить. Кроме того, существуют проблемы, связанные с быстрыми изменениями, особенно для работников, которые инвестировали в навыки, которые устареют.
В некоторой степени эти последствия уже стали очевидными за последние 20 лет. Рынок труда «выхолает», при этом больше рабочих мест доступно сверху и (в меньшей степени) в нижней части распределения навыков, но меньше рабочих мест в середине. И недавние драматические изменения в технологиях, вероятно, усугубят это в течение следующих нескольких десятилетий.
Некоторые наблюдатели утверждают, что большая часть нынешних рабочих мест в развитых странах находится под угрозой. Но паникистские прогнозы такого рода, вероятно, не признают, что рабочие места меняются с течением времени. Как и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы. Тем не менее, изменения, которые мы наблюдаем, создают необычные проблемы.
Экономический разрыв
В недавнем докладе Центр городов исследовал вероятное географическое воздействие этих изменений в занятости в городских районах Великобритании. При этом они сочетают прогнозы Nesta о спросе на навыки в 2030 году с информацией о текущем пространственном распределении рабочих мест, требующих этих навыков.
Результаты поразительны. Более четверти рабочих мест во многих северных агломерациях находятся на профессиях, где занятость, вероятно, снизится. Самые высокие пропорции находятся в Мэнсфилде, Сандерленде и Уэйкфилде. Это области, в которых преобладает конкретное производство, такие как производство напитков в Мэнсфилде и производство автомобилей в Сандерленде, а также розничная торговля.
Напротив, только около 16% рабочих мест в Лондоне заняты в таких профессиях. В Лондоне также гораздо больше концентрация рабочих мест, которые требуют такого творчества, которое могут предоставить люди, а не технологии. А в Оксфорде и Кембридже, в экономике которых доминируют университеты, эта доля ниже 13%.
Некоторые из областей, где работники, вероятно, столкнутся с наибольшим турбулентностью, также пострадали от снижения добычи угольа в 1980-х годах.
Подготовка людей
Насколько лучше всего люди могут подготовиться к этим вызовам? Предложение переподготовки поможет некоторым, особенно работникам со средними навыками - дополнительный толчок может помочь им преодолеть препятствие, отделяющее низкий уровень квалификации от высококвалифицированной занятости. Но тем не менее, если история - это что-то, переподготовка часто не может быть выполнена.
Но обещание мира, в котором интеллектуальные роботы занимаются производством на благо людей, привело к тому, что многих наблюдателей привлекла идея всеобщего базового дохода.
Это идея о том, что, облагая налогом плоды улучшенных технологий, мы все могли бы, кажется, получить что-то даром. Те, кто хочет, могут жить легкой жизнью, в то время как другие могут пополнить свой базовый доход, работая.
На фундаментальном уровне это равносильно замене существующих механизмов социального обеспечения фиксированным доходом, который выплачивается всем - независимо от того, работают они или нет.
Реалии
Но учитывая современные технологии, уровень такого платежа (на данный момент) не будет высоким - возможно, достаточно для покрытия частного медицинского страхования, пенсий и других потребностей. Тем не менее, в будущем, по мере увеличения прибыли от технологий, они могут возрасти. Но внимание, уделяемое всеобщему базовому доходу, немного красная сельдь - и это не единственное решение, которое должно быть на столе.
Реальная проблема здесь более общая: как мы можем обеспечить справедливое распределение выгод от технологических изменений по всему обществу?
Настоящая демократия, владеющая собственностью, где люди имеют равенство в технологиях, защитит от неравенства. Но владение имуществом означает, что люди также имеют право продавать ее.
Тогда ясно, что существует будущая напряженность, с которой обществу еще предстоит справиться. И, конечно, всегда есть опасения, что если роботы достаточно умны, чтобы сделать все это, как долго они будут оставаться достаточно глупыми, чтобы оставаться рабами, чтобы праздными людьми?