Надежды и мечты технологического движения, известного как «трансгуманизм», были привлечены в центр внимания средств массовой информации благодаря новому научно-фантастическому сериалу Netflix Altered Carbon (по роману Ричарда Моргана 2001 года).
Трансгуманисты считают, что наш вид скоро претерпит технологическую эволюцию в новую и превосходную форму. Хотя нет единого шаблона для воображаемого будущего трансгуманизма, существует ряд повторяющихся мотивов, таких как улучшение познания, улучшение тела и увеличенная продолжительность жизни. Иногда акцент делается на улучшенной биологии; иногда на добавке или замене организма технологиями.
Altered Carbon играет с ингредиентами одного трансгуманистического видения, в частности. Это личное бессмертие через перенос индивидуального человеческого разума в компьютерную программу, которая затем может быть сохранена и продублирована через череду различных тел. И поэтому можно было бы легко думать о Altered Carbon как о простом проработке трансгуманистического мировоззрения - пророчестве ближайшего будущего, представленном в популярных развлечениях для массовой аудитории. Это предположение, безусловно, поощряется рекламным освещением, которое предлагает актерам предсказать технологические разработки на ближайшие 200 лет.
Но действительно ли Altered Carbon или любое другое научно-фантастическое произведение попыткой предвидеть будущее? На самом деле, у научной фантастики есть более важная работа: не показать нам будущее, а показать нам нашу нынешнюю реальность заново. Настоящая цель научной фантастики - сделать повседневный мир странным и незнакомым.
Футурология Сан-Франциско
По общему признанию, будущее, представленное в научной фантастике, иногда сбывается (хотя часто это не так). Писатели-фантасты рассказывали истории о том, как отправиться на Луну до того, как кто-то действительно туда отправился. Они рассказывали истории об искусственно интеллектуальных машинах до того, как они были изобретены. И так далее. Это означает, что читатели могут попытаться рыться в научной фантастике для пророческих образов, особенно будущих технологий. Такие предполагаемые пророчества, конечно, не обязательно должны быть одобрением. Бестутопическое видение Altered Carbon может, например, быть истолковано как предупреждение о том, что нам нужно "думать о цене достижения технологического бессмертия".
Такая прогнозная модель научной фантастики была популярна среди военных технологов, которые думали о жанре как о хрустальном шаре, показывающем будущее войны. Историк культуры (а в последнее время писатель-фантаст Чарльз Э. Гэннон показал, например, как Starship Troopers Роберта Хайнлайна (1959) повлиял на мышление американских военных планировщиков, которые были вдохновлены не только его технологией, но и новой моделью пехоты как высококвалифицированных элитных войск. Этот способ чтения научной фантастики также поощряется такими авторами научной фантастики, как Г. Г. Уэллс и Артур Кларк, потому что они также писали нехудожественную литературу - то, что мы теперь можем назвать "футурологией", - в которой они пытались предсказать будущее.
Но хотя научная фантастика иногда оказывается точной футурологией, это не означает, что предсказание имеет важное значение для жанра. Хотя некоторые научно-фантастические технологии, такие как ракетостроение или вычислительные техники, были тщательно обоснованы на научных возможностям, многие из них этого не сделали. Существует только самое простое научное объяснение (если таковое имеется) для многих научно-фантастических устройств. Подумайте о путешествиях быстрее света (варп-драйвы), телепортации, телепатии, путешествиях во времени и связанных параллельных вселенных.
Гаджет Altered Carbon ничем не отличается. Предпосылка ИИ, смешанная с новым опытом потребительских вычислений (копирование и резервное копирование файлов) и заканчиваемая шпоном технологического жаргона («кортикальный стек»), дает иллюзию технологической глубины и прочности своей мечте о бестелесном сознании. Такие далекие, вымышленные технологии кажутся правдоподобными, потому что писатели-фантасты ловко имитируют язык и стиль научно-технического письма.
Искажение настоящего
Итак, если научная фантастика не пытается предсказать будущее, в чем смысл ее различных образов будущего?
Прежде всего, научно-фантастика заставляет верить в будущее, чтобы показать наш собственный мир умно искаженным образом. Это позволяет нам увидеть это заново - как если бы наша собственная культура была чужой землей - заставляя нас задавать неудобные вопросы о том, что мы считаем естественным, правильным, неизбежным.
Хотя эта точка зрения датируется примерно 1970-ми годами, она отражает гораздо более длинную традицию научной фантастики. В книге Уэллса «Война миров» (1898) показывает, что викторианский Лондон - сердце мировой империи - безжалостно завоеван и эксплуатируется технологически превосходящей цивилизацией. История предлагает своим читателям поставить под сомнение этику империализма.
Другие, более поздние работы ставят под сомнение естественность ролей, предоставленных мужчинам и женщинам, а также реальность самих полов и полов. Женщина на грани времени Мардж Пирси (1976) представляет себе будущее общество, в котором беременность происходит вне тела в специальных машинах и где мужчины в равной степени берут на себя тяжелую работу по уходу за детьми (отчасти благодаря технологии, которая позволяет им производить грудное молоко). Есть даже гендерно-нейтральное местоимение (универное "за" вместо "он" и "она"). Роман Пирси заставляет нас признать наши предположения о важности и реальности секса и пола. Книга не строго основана на биологии и лингвистике, но это не имеет значения.
Altered Carbon заимствует изображения из трансгуманизма и использует их аналогичным, жанровым способом. Его мир помогает нам сформулировать классовые разделения нашего собственного общества: богатая элита, которая может жить вечно в череде тел, является усиленным представлением современного неравенства, включая доступ к передовому здравоохранению.
Вовлекая наш повседневный мир во что-то странное и чуждое, научная фантастика надеется, что мы подвергнем сомнению и изменим наше общество. Научная фантастика не приглашает нас быть пророками, а антропологи понимают сложную и тревожную иностранную культуру, которую мы можем в конечном итоге признать своей собственной. И поэтому, читая или смотря научную фантастику, ищите моменты, когда будущее кажется шокирующим, отталкивающим и чуждым всему, что вам дорого. Спросите, чему соответствуют эти моменты в вашем мире.