Герои этого материала Виталий и Наталья купили, считай, за бесценок старый домик в краю озер и лесов возле Сенно, и вдохнули в него новую жизнь. И эта история не про «дорого-богато», а про пример ремонта с минимальными затратами, своими силами и в удовольствие. Мы потратили в пути два с половиной часа, пока доехали до их деревни, но об этом ни разу не пожалели — старую хатку, пустовавшую лет 15, теперь не узнать.
Хата за 400 долларов
Виталий сразу предупредил — не ожидайте увидеть здесь дорогой ремонт на манер городских апартаментов в деревне.
— Главная идея этой реконструкции — привести дом в чувство без больших затрат, — говорит Виталий. — Если что-то и покупать, то по минимуму, стараться использовать материалы и вещи вторичного использования.
Вся это история началась более 10 лет назад, после свадьбы наших героев.
— У моей супруги родственники живут в Сенно, — рассказывает владелец дома. — После женитьбы мы заезжали к ним в гости и мне понравились эти места — много озер, лесов, природа дикая. Захотелось заиметь здесь что-то свое, чтобы можно было приезжать отдохнуть.
Поиск подходящей старой хаты только на первый взгляд простой — несмотря на то, что в округе много вымирающих и уже вымерших деревень, где покинутых хат десятки и сотни, найти дом с документами и законным владельцем очень сложно.
На поиски Виталий потратил почти три года. В идеале он рассчитывал на хутор, поближе к одному из множества здешних озер.
— Но у хуторов часто есть одна проблема — плохая дорога, поэтому остановился на этом варианте в деревне Ладынец, — рассказывает Виталий. — Нашел по объявлению. На вид он уже был порядком обветшавшим — вокруг заросли, шифер в некоторых местах съехал, обнажив старую соломенную кровлю. Наследники продавали его за 300 долларов. Пришлось, конечно, решать еще вопросы с документами, поэтому цена вопроса немного выросла — до 400. Это был самый дешевый вариант. На тот момент в самом Сенно за дома просили и по 30 тысяч. Это были докризисные времена, 2009−2010 годы, цены на недвижимость везде были высокими. Для понимания — мы свою однушку в Минске за 70 тысяч продали. Так что этот дом, можно сказать, достался бесплатно.
Здесь стоит прерваться и рассказать, что тут за места. Это настоящий медвежий угол — вокруг леса с грибами и ягодами, в радиусе 10 км около двадцати озер, рядом река Березовка. Здесь даже медведи водятся — Виталий говорит, что пару лет назад косолапый разбойничал на пасеке в самом Сенно.
Дороги в основном гравийные — цивилизация сюда не заглянула ни при коммунистах, ни после них. При этом где-то явно есть колхоз — на полях зреет жито, гречка, к аромату диких трав подмешивается запах сенокоса. Дома деревень появляются из придорожных зарослей неожиданно, не везде даже знаки есть с названием населенного пункта. Многие из них уже покинуты давно — мертво-мутные стекла окон, провалившиеся крыши, вокруг заросли в рост человека. Но есть еще и живые — фасады нарядно покрашены в жизнерадостные желтый с голубым, в огородах отцветает картошка, в парниках буйствуют помидоры.
Процесс реконструкции
Дом Виталия по сути и есть хутор — рядом только один жилой дом на смежном участке. С других сторон уже давно никого нет.
— Дом строил тогдашний председатель колхоза, — говорит он. — Потом в нем жил его сын. После него дом 15 лет пустовал.