Поздравляем с юбилеем Адольфа Степановича Курилова
…Земная жизнь летит годами
И промедления в том нет,
Но сохраняют миг желаний
Художник, Музыкант, Поэт…
Вот так, от веку и до века,
Несут служенья горний свет…
Три ангела? Три человека?
Художник, Музыкант, Поэт…
Терентий Травник
21 июля отмечает 85-летний юбилей Народный художник РФ, Почетный гражданин г. Гусь-Хрустального Адольф Степанович Курилов.
Это художник яркой творческой индивидуальности, один из лучших мастеров-граверов в отечественном стекле. Он внес большой вклад в развитие этого вида искусства, обогатив его яркими образами, композиционным мастерством гравированного рисунка. Произведения А.С. Курилова представлены в коллекциях двадцати ведущих музеев страны, в музеях художественного стекла в США, Финляндии, Чехии, Германии, также во многих частных коллекциях по всему миру.
Адольф Степанович Курилов родился 21 июля 1937 г. в Свердловске (Екатеринбурге), в рабочей семье. Любовь к рисованию передалась ему от отца, Степана Андреевича. После окончания школы Адольф Курилов продолжил учёбу в Свердловском художественном училище. В 1968 г. он заканчивает высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова (г. Москва) по специальности «художественное стекло». С 1968 по 2005 гг. – 37 лет – А.С. Курилов работал художником Гусевского хрустального завода.
На производстве Курилов освоил все применявшиеся техники изготовления и декора стекла и хрусталя. Но больше всего его привлекали гутная техника и гравировка. На выставке «Новое стекло», состоявшейся в 1979 году в Корнингском Музее стекла (США), всеобщий интерес вызвала гутная композиция Курилова «Призы штангистам». Три объекта из тяжёлого хрустального стекла, олицетворявшие силу и мощь, казалось, были скручены в жгут могучей исполинской рукой. По окончании выставки композиция была приобретена в коллекцию Музея стекла г. Корнинга. В том же году Музей Корнинга музей называет Курилова в числе «Лучших художников года».
В 1989 г. Курилову было присвоено звание Заслуженного художника РФ. За годы работы на заводе им было создано более 300 образцов изделий, вошедших в производство. Эти вещи отличались современностью, пользовались спросом и выдержали испытание временем. Многие из них и сегодня выпускаются по специальным заказам. В 2003 г. Адольфу Степановичу Курилову было присвоено звание Народного художника России.
В 2005 г. Курилов ушел с предприятия на заслуженный отдых, но продолжает сотрудничать на договорной основе. Он участвует в международных симпозиумах и выставках, рисует, гравирует стекло в своей личной мастерской. С 1970 г. по 2007 г. А.С. Курилов являлся членом правления владимирского отделения Союза художников. В 2008 г. он был награждён медалью «Достойному» Российской Академии художеств за многолетний вклад в сокровищницу отечественной культуры и искусства. В 2013 г. имя Курилова занесено в «Галерею славы» Владимирской области. В марте 2022 года мастер удостоен звания Почетного члена Российской Академии художеств.
Сегодня Адольф Степанович продолжает создавать уникальные авторские произведения, гравируя стекло в собственной мастерской. В любви к этому волшебному материалу он признавался неоднократно, и даже в стихотворной форме. Безграничная преданность любимому делу, трудолюбие и талант снискали художнику уважение среди коллег, специалистов и ценителей искусства. Дело мастера продолжает его дочь, художник по стеклу Анна Курилова. В Музее хрусталя имени Мальцовых до 11 сентября работает выставка, посвящённая творчеству двух мастеров стекла – Адольфа и Анны Куриловых, на которой экспонируются не только изделия из стекла, но также авторские эскизы на бумаге и фотографии, дающие представление об этапах работы над произведениями.
В коллекции Владимиро-Суздальского музея собрано 250 произведений, спроектированных А.С. Куриловым. Это образцы изделий, выпускавшиеся в серийном и массовом производстве в разные годы на Гусевском хрустальном заводе. Среди особенно удачных проектов – скульптурные подсвечники «Ева» и «Прекрасная Елена».
Эти скульптурные изделия, изготовленные в технике инжекции (способ прессования), были сравнительно дешевыми по себестоимости, но изысканными. Искусствоведы Москвы рассказывали, что эти подсвечники, привозимые в Европу в качестве сувениров, ассоциировались у публики исключительно с французским стеклом эпохи модерна, но никак не с современным стеклом из России. Так художнику удалось решить сложнейшую дизайнерскую задачу: сделать изделие высокого художественного свойства достоянием быта простого человека.
Но самое ценное в собрании работ Адольфа Курилова – это тридцать четыре его авторских произведения уникального плана. В них отражены самые разные темы: взаимоотношения людей, творчество В. Высоцкого, поэзия О. Хайяма, сонеты Ф. Петрарки, освоение космоса, грузинские народные песни, спорт, красота человека и мощь природной стихии. В гутных скульптурах Курилова образ строится на красоте формы и игре цвета в глубине стекла, выявляющей все драгоценные свойства этого материала. В композиции «Виражи» три объекта в форме мотоциклетных шлемов с вырезами в форме знака бесконечности – как символы бытия, где нескончаемо сменяют друг друга радость подъёма и горечь неудачи. Так автор переносит виражи на дорогах на виражи человеческой жизни.
Гутная скульптура «Пульсары» создаёт иллюзию живой материи, словно пульсирующей в своей массе. Это символический образ нашей живой планеты, и, по аллегории, образ каждого из живых существ на Земле, в котором бьётся сердце. Такой же подвижной материей, бьющей из земли упругим потоком, кажется стекло в одной из самых красивых композиций под названием «Гейзеры».
Продолжение следует
А. Чуканова. Хранитель фондовой коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Приглашаем всех в Музей хрусталя имени Мальцовых посетить выставку «Истоки и Развитие. Художественное стекло Адольфа и Анны Куриловых», на которой можно увидеть работы Адольфа Степановича Курилова и его дочери Анны Адольфовны Куриловны.