Число безработных граждан в 2022 году стремительно увеличивается. Многие российские компании приостанавливают набор персонала и даже сокращают штат. Однако увольнение не только сложно в эмоциональном плане, но и затратно. Сокращенным сотрудникам придется выплачивать компенсации и выходное пособие. Поэтому лучше попытаться сохранить сотрудников и использовать другие способы снижения расходов в кризис.
Советы по сохранению сотрудников
Следующие рекомендации помогут компании сохранить большую часть персонала в кризис и избежать лишних проблем.
Не прекращайте выплату зарплат
Денежная мотивация считается самой эффективной. Если выплата зарплаты прекратится, работники в вашей компании трудиться не захотят. Постарайтесь сохранять приемлемый уровень дохода персонала даже в кризисные периоды. Официальный оклад, скорее всего, небольшой. Большая часть зарплаты складывается из премий и доплат. Их на время кризиса можно уменьшить, однако не слишком сильно. Ищите компромисс, устанавливайте приемлемые для обеих сторон суммы.
Отпустите персонал в отпуска
Для этого требуются определенные финансовые возможности. Никто не знает, сколько могут продлиться вызванные санкциями простои. На первое время можно отправить часть работников в отпуска. Однако придется объяснять коллективу необходимость таких действий. Отпуска даются с предварительным оповещением. Сотрудник вправе отказаться от вынужденного отдыха. Необходимо донести до работников, что такая мера поможет компании выжить в кризис.
Разрешите чаще брать больничные
Руководители многих компаний не любят часто болеющих сотрудников, поскольку считают, что они замедляют производственные процессы. Однако в кризисные периоды больничные становятся помогают минимизировать траты. Часть выплат по ним финансирует ФСС. Это значит, что оплачивать время простоя будет государство, а не компания.
Давайте работника скидку на собственную продукцию
Речь о том, что выплачивать заработную плату товарами, нет. Такая практика осталась в прошлом. Многие современные компании же в кризис дают сотрудникам скидки на собственную продукцию. Наверняка работников интересует что-то из предлагаемого ассортимента. Такая распродажа поможет не только удержать работников, но и принесет дополнительную прибыль. Скидки сформируют положительную репутацию руководителя и сподвигнут сотрудников на продвижение бренда. Работники будут рассказывать об опыте использования товаров знакомым, которые, возможно, также захотят купить его.
Правда, и ничего кроме правды
Когда руководитель что-то скрывает и придумывает отговорки, персонал теряет к нему доверие. Поэтому главной задачей в кризис становится экстренный сбор персонала на совещание. Перед ним нужно правильно оценить перспективы предприятия, составить план выхода из кризиса. Не скрывайте от работников то, что компания движется в сторону ликвидации. Узнав правду, они сами должны решить, что делать дальше. Если вам удалось сформировать сплоченную команду, возможно, большая ее часть согласится переждать сложные времена вместе с вами. Кроме того, эти люди постараются сделать все, чтобы вывести компанию из кризиса.
Укрепляйте командный дух
В сложные времена практически всех сотрудников охватывает паника. Люди беспокоятся о своем будущем, о семьях. Такие настроения отрицательно влияют на работоспособность: о каких действиях можно говорить, если мотивации нет. Задача руководителя – поддержать подчиненных в этот непростой момент и предотвратить отток кадров. Кризис не вечер и в дальнейшем вы можете испытывать дефицит квалифицированных специалистов. Нужно вселять в людей веру в то, что сложные времена закончатся и работа компании войдет в прежнее русло.
Чего делать нельзя
Даже опытные руководители нередко допускают такие ошибки:
- Поддаются панике. Рассылка плохих новостей или экстренный сбор совещания способны посеять смуту в коллективе. Паника передается работникам. Поэтому очень важно уметь держать себя в руках. Однако не стоит оставлять ситуацию без внимания. Не стоит предоставлять работникам старые данные и делать вид, что ничего не случилось. Подчиненным знать о вашей панике ни к чему.
- Ищут способы спасения. Казалось бы, в чем тут ошибка? В кризис нужно активно заниматься стратегий и прогнозов. Однако на практике вы можете зря потратить время аналитиков. Ситуация может развиваться в полном несоответствии прогнозам. Некоторые эксперты считают, что составлять долгосрочные планы в кризис нельзя.
- Массово увольняют работников. Многие считают сокращение штата единственным способом уменьшения производственных расходов. Понятно, что первыми увольняются неэффективные сотрудники. Это допустимо. Однако не стоит терять ценные кадры, даже если должность в кризис не актуальна. В период выхода из кризиса это может сыграть негативную роль.
- Делают все самостоятельно. Многие руководители сразу берутся за спасение компании, не сообщая о кризисе никому. Начальник не доверяет подчиненным, считая, что те все испортят. Если не распределять работу между сотрудниками, большая часть процессов прекратится. У руководителя не останется времени на основные задачи, и он потеряет авторитет.
В работе с персоналом, так же как и в любом другом деле, нужно отслеживать тренды. Не следовать им в кризис особенно опасно. Обучайте сами и обучайте работников, применяйте любые нововведения. Возможно, они помогут выйти из кризиса.