Найти тему
Прихожанин

Преподобный Амвросий Оптинский

10 июля Православная Церковь отдает дань памяти преподобному Амвросию Оптинскому. Великий священнослужитель Русской Православной Церкви, знаменитый старец, который, даже будучи немощен, поддерживал тысячи людей, стекавшихся к нему в Оптину пустынь: кого одаривал советом, кого наставлением, кого милостыней.

Достоевский, потрясенный общением со старцем Амвросием, описал его в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Толстой говорил о нем: «Совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». А вот слова другого писателя – Евгения Погожева (Поселянина): «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него, – поражался и одновременно восхищался русский философ и публицист Василий Розанов. – Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Точная дата рождения преподобного старца неизвестна: по одним источникам, 21 ноября, по другим – 23. Известно только, что в двадцатых числах ноября 1812 года, в те дни, когда Наполеон с остатками своей замерзшей, голодной и обескровленной армии с позором подходил к Березине, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и жены его Марфы Николаевны родился мальчик, которого при крещении нарекли Александром. Саша Гренков, будущий Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий.

Все желающие могут легко найти его житие, очень подробное, невероятно познавательное и интересно написанное. И потому, вероятно, нет смысла пытаться его пересказывать. Остановимся лишь на нескольких моментах.

Известно, что разные способы выбирает Господь, когда хочет указать своим призванным чадам направление в их жизни и служении. В отношении старца Амвросия таким способом стала… болезнь. Как рассказывал впоследствии сам батюшка Амвросий: «Раз я сделался сильно болен. Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: “Прощай, Божий свет!” И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».

И случилось чудо – Саша Гренков поправился. Правда, оправившись, он еще какое-то время колебался, все не мог решиться, – как он сам говорил, «жался». Но когда все же собрался с духом, то прежде пошел к старцу Илариону, что проживал неподалеку, в той же Тамбовской епархии, в селе Троекурово. Пошел испросить совета, куда ему направить свои стопы ради служения Господу. «Иди в Оптину Пустынь – и будешь опытен», – так наставил юношу старец Иларион, определив тем самым Александру Гренкову его жизненный и духовный путь.

В Оптиной Саша застал цвет монашества: игумен Моисей, старцы Лев и Макарий, иеросхимонах Антоний… Некоторое время Александр был келейником и чтецом старца Льва. Тот очень любил молодого послушника, нередко говаривал другим монахам: «Великий будет человек». А предчувствуя близкую смерть, старец Лев призвал к себе отца Макария и, говоря о послушнике Александре, сказал: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь».

Так Александр стал келейником отца Макария, и общение с духоносным старцем невероятно сильно повлияло на духовный рост молодого послушника. Под его руководством Александр научился умной молитве. По благословению старца занялся переводом святоотеческих книг, в частности, подготовил к печати «Лествицу» преподобного Иоанна, игумена Синайского.

29 ноября 1842 года в возрасте тридцати лет Александр Гренков принял монашеский постриг и был наречен Амвросием в память святого Амвросия, епископа Медиоланского. Год спустя Амвросий стал иеродиаконом, а еще через два года, в 1845 году, был рукоположен в иеромонахи. Ну а после смерти старца Макария отец Амвросий принял на себя тяжелый труд старчества и стал единственным духовником для Оптинской братии и паломников.

…На протяжении всей жизни старца Амвросия не оставляли болезни. Словно Господь взамен телесной силы дал ему необыкновенную силу духовную и удивительную прозорливость. Впрочем, и в немощи старец не унывал и нередко говаривал: «Монаху полезно болеть, и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться… Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

-2

Очень скоро имя старца Амвросия стало известно по всей России. Тысячи людей, богатых и бедных, интеллигенция и простые крестьяне, приезжали к нему за помощью, советом или наставлением. Среди окормляемых им были знаменитые писатели, философы и общественные деятели того времени: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев и М.Н. Погодин...

Всех, кто приезжал к нему, старец привечал с одинаковой любовью и благорасположением, но особо поддерживал больных, вдов и сирот. Никому он не отказывал в помощи: одним помогал деньгами, другим указывал путь, третьих пытался успокоить и утешить. На вопрос: «Как жить?», – который ему частенько задавали приезжавшие, батюшка по обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Вроде бы слова легкие, шутливые, но если вдуматься, понимаешь заложенную в них христианскую истину.

Дар прозорливости, данный старцу Амвросию от Бога, позволял ему глубоко проникать в душу человека, читать в ней как в открытой книге и предвидеть события в его жизни. Вот лишь несколько хорошо известных случаев.

Однажды к старцу Амвросию приехали две сестры. Младшая была веселая, радостная, скоро собиралась замуж. Старшая, напротив, была характера тихого, задумчивого. Младшая приехала за благословением на брак, старшая хотела испросить у старца разрешения на монашеский постриг. Посмотрел отец Амвросий на обеих сестер и вдруг протянул младшей четки, а старшей сказал: «Какой тебе монастырь! Замуж скоро выйдешь, да только не дома», – и назвал губернию, где сестры никогда не бывали.

В недоумении вернулись сестры домой, где младшая, без пяти минут невеста, узнала, что за время отъезда суженый изменил ей. И так ее это ошеломило, словно что-то в ней надломилось. Задумалась она о суетности мира, потом мысли ее обратились к Богу, и вскоре младшая сестра стала монахиней. А старшая получила письмо от дальней родственницы – как раз из той губернии, о которой отец Амвросий говорил. Та звала ее приехать погостить. А заодно посмотреть, как живут местные монахини, на себя примерить. Старшая сестра поехала, а там, в гостях у тетки, познакомилась с мужчиной, очень подходившем ей по характеру, – и скоро вышла за него замуж. Как старец Амвросий и предсказывал.

-3

А вот и другой случай – о жителе города Козельска, которого звали Капитоном. Был у него единственный и любимый сын. Решил Капитон определить сына в дело и привел к старцу, чтобы испросить благословение. Само намерение старец одобрил, но посоветовал отправить сына в Курск. Тут-то Капитон и стал с отцом Амвросием спорить, говоря: «Нет у меня в Курске знакомых, зато есть хорошие знакомые в Москве. Благословите, батюшка, отправить в Москву. Там все хорошо устроится». На что старец Амвросий полушутя Капитону и говорит: «Москва бьет с носка и колотит досками. Пусть лучше в Курск едет». Но Капитон старца не послушал и все же отправил сына в Москву, где тот через знакомых поступил на хорошее место. А там как раз у хозяина строилось новое здание, и на юношу свалились доски, которые раздробили ему обе ноги. Сообщили Капитону, тот в слезах прибежал к старцу Амвросию, покаялся, что не послушал его совета. Да уж дело было не поправить. Сын его так и остался на всю жизнь калекой.

Есть в житии старца Амвросия и рассказ об одной московской учительнице. Когда однажды ее сын заболел брюшным тифом, она поспешила в Оптину пустынь и умоляла отца Амвросия помолиться о ее сыне. «Хорошо! – ответил старец. – Только давай помолимся вместе». Оба опустились на колени и стали горячо молиться. А когда через несколько дней учительница вернулась в Москву, сын встретил ее уже совсем здоровый. На этом история не заканчивается. Летом 1882 года эта учительница уже вместе с сыном приехала в Оптину пустынь пожить, помолиться… И прожила там дольше, чем планировала. И приходит ей телеграмма от мужа. Тот беспокоится и просит ее скорее назад воротиться. Делать нечего, стала учительница в дорогу собираться. А перед отъездом пошла проститься с отцом Амвросием. Старец, который никогда никого не удерживал, говорит ей: «Не благословляю я тебя ехать сегодня. Завтра праздник. Отстоишь позднюю обедню – тогда и езжай». Расстроенная, вернулась она в гостиницу, где ждал ее сын. Тот был тоже сильно недоволен батюшкиным решением. Но учительница привыкла во всем слушаться старца и решила остаться. А на следующий день отец Амвросий ей говорит: «Теперь и поезжай с Богом!» И уже в Курске учительница с сыном узнали, что поезд, на котором они планировали ехать днем раньше, потерпел крушение. Случилась страшная Кукуевская катастрофа, в которой 42 человека погибли и 35 получили ранения.

И таких историй о прозорливости старца Амвросия известно немало.

… Свой день отец Амвросий всегда начинал в 4 утра. И заканчивал нередко за полночь. Молитвы, чтение акафистов, прием бесчисленных посетителей, письма… Все свои силы отец Амвросий отдавал служению Богу и помощи другим людям. Сам, живя в смирении, он очень высоко ценил смирение в других, терпеть не мог горделивых. «Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного, которое не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение… Когда человек понуждает себя смиряться, то Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным», – говорил он.

-4

В последние годы жизни старца Амвросия неподалеку от Оптиной пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская пустынь, куда принимали неимущих и больных женщин. Там жило более пятисот сестер, там же находился приют и школа для девочек, устроены были больница и богадельня. По велению Божиему именно в Шамордино и суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. 1891 год стал последним годом в его земной жизни. Приехав по обыкновению в Шамордино на лето, старец трижды пытался вернуться в Оптину пустынь, но по причине сильного недомогания так и не смог двинуться в путь. Там же и скончался 10 октября в половине двенадцатого.

Погребен был старец Амвросий рядом с теми, кто наставлял его еще молодым послушником, – старцами Львом и Макарием. На его мраморном надгробии были выгравированы слова апостола Павла«Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор. 9:22).

-5

В ноябре 1987 года Оптина пустынь, разоренная при советской власти, была возвращена Церкви, а в июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви иеросхимонах Амвросий был причислен к лику святых. О чем мы и будем всегда с радостью помнить, обращаясь с молитвами к великому русскому православному святому – старцу Амвросию Оптинскому.

Петр Селинов