Осенью 1984 г. знаменитый советский киносценарист Анатолий Гребнев приехал в Ростов-на-Дону с премьером своего фильма "Успех". А неподалеку от гостиницы, где проживал Гребнев, в здании ростовского областного суда проходил процесс по делу "ростовской торговой мафии". Поскольку обвиняемых по делу было около 70 человек, основное уголовное дело разделили на несколько десятков и рассматривали отдельно в разное время и в разных судах.
Гребневу "повезло" попасть на рассмотрение дела в отношение пяти подсудимых. Зам. начальника областного управления торговли Малиновского, начальника Новочеркасского горторга Кравцова и трех торговых работников помельче. Главарь "ростовской торговой мафии, начальник областного управления торговли Константин Будницкий давал в этом процессе показания в качестве свидетеля. Будницкий будет осужден через некоторое время в другом судебном процессе к 15 годам лишения свободы.
Через несколько лет Будницкий скончался от сердечной недостаточности в одной из исправительно-трудовых колоний в Красноярском крае. Его тело было перевезено в Ростов-на-Дону и были устроены пышные похороны. 7 января 1987 г. в "Литературной газете" была опубликована статья Владимира Фомина "Как они нас хоронили", полная возмущения, что вору и взяточнику, скончавшемуся в колонии, устроили похороны, как народному герою. Эта статья была одной из первых в СМИ, где поднимались вопросы взяточничества и хищений в системе советской торговли.
Процесс широко освещался в прессе, в зале судебного заседания производилась съемка телевидением. Гребнев захватил с собой диктофон и несколько заседаний записывал ход суда. Никакой особой цели он не имел. И первоначально не собирался писать сценарий.
А в это время в Москве в суде рассмотрели уголовное делов отношении директора Гастронома №1 Соколова, которого приговорили к смертной казни, и во всю шло расследование дела о "московской торговой мафии". Гребнев встречался с членами следственной бригады Генеральной прокуратуры СССР, расследовавшей это дело.
Постепенно у Гребнева созрел замысел сценария. К 1987 г. сценарий под названием "Процесс" был готов. Снимать фильм поручили кинорежиссеру Алексею Симонову, сыну писателя К. М. Симонова. Алексей Симонов к этому времени снял несколько документальных и художественных фильмов, самый известных из них художественный фильм "Отряд".
Фильм "Процесс" вышел на экраны страны в июне 1990 г. И, несмотря на очень актуальную тематику, успеха не имел. А после этого он вообще исчез. Думаю, что мало кто слышал об этом фильме, еще меньше его видели. А фильм достаточно примечательный.
Гребнев, посидев в судебном заседании, поизучав материалы уголовных дел, пришел к выводу, что все эти "проклятые расхитители социалистической собственности", взяточники и коррупционеры из "торговой мафии" - милые и безобидные люди. И они не виноваты, они сами жертвы советской торговой системы, которая может функционировать только в коррупционном режиме.
Чтобы магазины были обеспечены товарами нижестоящим надо давать взятки вышестоящему начальству, занимающемуся распределением товарных фондов. А чтобы давать взятки, надо заниматься хищениями путем усушки, утруски, утечки, пересортицы, реализации "левой" продукции "цеховиков". В общем, еще тогда прозвучало знаменитое - "не мы такие, а жизнь такая".
А следователи, которые бросили в узилище этих удивительных людей, которые напрягаясь изо всех сил, занимались хищениями, чтобы добыть деньги на взятки начальству, и все только ради того, чтобы обеспечить советский народ товарами, были жестокие и бессердечные люди. Питавшие, можно сказать, классовую ненависть к героическим работникам советской торговли. И доказательств виновности было мизер, да и то только одни показания обвиняемых и свидетелей. Гребнев очень удивлялся, почему обвиняемые, все как один, признают свою вину, изобличают себя и других. И не отказываются от своих показаний в суде.
В общем, один в один, как "невинные жертвы сталинских репрессий", которые тоже сами себя и других изобличали, и только на их показаниях, и показаниях свидетелей, и выносились обвинительные приговоры. Правда, потом все оказались "невиноватые". Как-то просматривая один из списков, которые органы НКВД предоставляли для согласования в Политбюро ЦК ВКП\б\ , а для согласования туда отправлялись списки уже законченных расследованием уголовных дел в отношении т.н. "номенклатуры" ЦК, то есть это была одна из форм контроля за работой следственных органов, наткнулся на фамилия секретаря Ульяновского обкома партии, фамилию уже не помню. Он привлекался к уголовной ответственности за хищение 145 тыс. рублей. Члены Политбюро утвердили предложенную следствием меру наказания, по моему 10 лет л. с., к которой тот и был осужден. Но впоследствии, при Хрущеве его полностью реабилитировали.
Так вот, Гребнев и Симонов с сочувствием и состраданием отнеслись к подсудимым и недоброжелательно к следователям. Вот, что они хотели сказать своим фильмом
Это был, пожалуй, первый сценарий, первый фильм в нашем кино, где правосудие оказывалось неправедным. Это у них, у американцев, правым или по крайней мере достойным сочувствия всегда был человек и никогда государство и общество. Это они выступали гуманистами - шла ли речь о "полуночном ковбое", живущем за чертой общества, о правонарушителях ли Бонни и Клайде, за которыми охотится полиция. У нас полиция, то бишь милиция, всегда права, суд - справедлив, приговор - правосуден, преступники - наказаны по заслугам. Кажется, первый раз люди за барьером, на скамье подсудимых, "торгаши", как их презрительно именовали в народе, "торговая мафия", как их называла пресса, в том числе прогрессивные "Известия" и "Огонек" из номера в номер,- эти люди возбуждали к себе хоть толику сострадания как жертвы системы.
Но фильм успеха не имел. Во-первых, он опоздал. Ему бы выйти году в 1984-85, но не в 1990 г. Страну к этому времени уже захлестнул мутный вал сенсационных разоблачений, как сталинских времен, так и времен "застоя". Газеты, журналы, телевидение, как очумелые, вываливали на читателей и зрителей одно разоблачение хлеще другого. "Дело Чурбанова", многочисленные "узбекские дела", борьба с привилегиями, проклятые партократы, которые сожрали всю колбасу и мясо. И, наконец, "народные мстители", советские "комиссары Каттани", "важняки" Генпрокуратуры СССР Гдлян и Иванов, избиравшиеся на волне своих разоблачений по одному из "узбекских дел", которые они расследовали, в народные депутаты СССР, получившие депутатскую неприкосновенность, и начавшие уже подбираться ко второму человеку в партии Лигачеву, а потом и к самому Горбачеву.
Шли народные деньги налево
Всюду правили ложь и обман
Вдруг из моря народного гнева
Вышел Тельман Хоренович Гдлян.
По популярности они в отдельные моменты были даже наравне с Ельциным, о котором в московских подземных в это время на мотив марша "Непобедимая и легендарная" распевалось вот это
Слышат горы, долины и реки,
Слышат в слякоть, мороз и пургу -
Ельцин с нами, он с нами навеки,
Мы пред ним в неоплатном долгу.
Он простой, без медалей и лычек,
Повернулся к народу лицом,
И теперь мы без всяких кавычек
Называем Бориса отцом.
Встали шахты, машины, заводы,
Рукоплещут ему города.
С нами Ельцин на долгие годы.
И не снимут его никогда.
Светлый образ отца и мессии,
Голос, жест и походка его -
Это счастье не только России,
Это счастье для мира всего!
Над пустыней и снежною тундрой
Этой песне лететь и звучать,
Чтоб деяния Ельцина мудрого
По Америке всей прославлять!
Весь советский народ сутки напролет не спал во время специального заседания Съезда народных депутатов СССР, когда депутаты требовали от стоявшего на трибуне Гдляна компромата на Лигачева и Горбачева. Вот тогда и стала знаменитой московская профсоюзница Элла Памфилова, которая чуть не рыдая, истерическим голоском, во как довели женщину эти коррупционные дела, просила на весь Кремлевский Дворец Съездов: "Тельман Хоренович, дайте нам в конце концов эти материалы! " А Тельман Хоренович отвечал: "Партократы отстранили меня от расследования. Боятся. Все доказательства в деле". А потом и самих Гдляна и Иванова Генпрокуратура решила привлечь за нарушения при расследовании уголовных дел и арестовать, но демократы во главе с Ельциным и Бурбулисом не допустили лишения наших "Каттани" неприкосновенности.
То есть в стране в прямом эфире идет реалити-шоу, типа, "Спрут", а тут фильм, об уже неактуальной "торговой мафии", при том, что авторы с сочувствием отнеслись к этим отдельным "шупальцам "спрута". "Невиноватые они. Не могли они не воровать и не давать взятки. Иначе весь советский народ от голода бы умер." Вот и сгинул этот "Процесс".
А фильм ведь очень интересный. Погружение в материал, участие в судебных заседаниях, прямое общение со следователями, позволило Гребневу создать сценарий, который практически безупречен с юридической точки зрения. И со стороны уголовного права, и со стороны уголовного процесса.
Вот они пятеро подсудимых. Начальник областного управления торговли, начальник райпищеторга, три директора магазинов. "Процесс" начинается.
Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.