Если бы меня спросили о моих любимых классических певцах, то я бы назвал несколько имен. Среди них, конечно, были бы певцы и певицы, которым я уже посвятил статьи: Виктория Иванова («Как я открыл для себя певицу Викторию Иванову»), Мария Каллас («Где же могила Марии Каллас?»), (Павел Лисициан («Голоса, посланные с неба. Часть 1. Могучий Павел»), Зара Долуханова («Голоса, посланные с неба. Часть 2. Царственная Зара»).
А если бы мне предложили назвать одно имя, которое бы символизировало искусство пения, для меня бы это был Федор Иванович Шаляпин.
Называю это имя и перед глазами его знаменитый портрет работы Бориса Кустодиева. Он в шубе на фоне русской ярмарки.
Удивительный портрет. Вроде бы картина в стиле а-ля-рус, в стиле расхожих западных представлений о русских (как там, у группы «Любэ», «баня, водка, гармонь и лосось»), но в то же время чувствуется широта натуры Шаляпина.
И показан его жизненный путь, снизу, из вятских крестьян, наверх, к мировой славе и процветанию. Он словно стоит на сцене. Тем более, что ему в его карьере приходилось выступать и на ярмарках.
И толпа, обожавшая его, ломившаяся (в буквальном смысле, со сломанными стульями) на его концерты, в тоже время могла не простить ему, что он наверху, обрушиться на него с упреками, используя любой повод.
Как тут не вспомнить известные слова Пушкина, посвященные Байрону, в письме Петру Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе».
В чем только не обвиняли Шаляпина. В жадности, например. Что много берет за свои выступления, что не помог попавшему в финансовые затруднения Савве Мамонтову, которому во многом был обязан. Что встал на колено, поддержав хористов, которые хотели обратиться к присутствовавшему на спектакле «Борис Годунов» в январе 1911 года Николаю II с просьбой повысить пенсии и во время исполнения «Боже, царя храни!» опустились на колени. Что не вернулся в Советскую Россию.
У меня нет юридического образования, чтобы выступать адвокатом Шаляпина, да и вряд ли он в этом нуждается. Я думаю, что человек, познавший в жизни и холод и голод, многодетный отец, должен был думать о хлебе насущном.
Адвокатом выступает его творчество. Есть такое выражение, что «талантливый человек талантлив во всем!». Оно не всегда справедливо, но по отношению к Шаляпину оно абсолютно верно. Он был не только великим певцом, но и актером, художником, скульптором. Самоучка, человек, сам себя сделавший, а в его случае правильнее сказать, сам себя слепивший, поскольку он был и замечательным гримером.
Этот человек, родившийся 13 февраля 1873 года в Казани в бедной крестьянской семье, прошел суровую школу жизни, был учеником сапожника, переписчика, токаря, переплетчика. С девяти лет пел в церковном хоре. Затем в качестве статиста и хориста гастролировал с различными актерскими группами по России.
18 декабря 1890 года в Уфе он впервые спел сольную партию Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька», выйдя на замену. И хотя он от волнения упал, сев мимо стула, его дебют прошел удачно. Ему стали поручать другие роли.
Как он вспоминал: «Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого».
В 1895 году он спел партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст» в Мариинском театре. Эта партия станет в дальнейшем одной из коронных в его репертуаре.
В 1896 году знаменитый промышленник и меценат Савва Мамонтов пригласит его в свою Московскую частную оперу, где талант Шаляпина проявился во всей красе.
Он познакомился с кругом общения Мамонтова, знаменитыми художниками Василием Поленовым, Михаилом Врубелем, Василием и Аполлинарием Васнецовыми, Валентином Серовым, Константином Коровиным, композитором Сергеем Рахманиновым, с которым дружил до конца жизни. А Валентин Серов напишет один из самых известных его портретов.
Он знакомится с писателем Максимом Горьким и их дружба, несмотря на периодические размолвки, продлится всю жизнь. Горький говорил, что Шаляпин такая же эпоха в русском искусстве, как и Пушкин.
Что же покорило публику практически сразу, с момента появления Шаляпина на большой сцене? У него был высокий бас, в данном случае это не только технический термин, но и оценка уровня исполнительского мастерства. Его голос звучал мощно (даже несовершенство граммофонной записи не умаляет этой мощи), он насыщал свое пение разнообразной палитрой интонаций, передававших чувства и переживания его героев.
Артистический дар позволял ему полностью перевоплощаться в своих персонажей. Он создавал выразительные образы сильных людей, переживающих жизненную драму (Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского или Мельник в опере Даргомыжского «Русалка»), комических персонажей (Фарлаф в опере Глинки «Руслан и Людмила»), обуреваемых страстью (Демон в одноименной опере Рубинштейна).
Шаляпин писал, что «всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний».
В 1899 году Шаляпин становится ведущим солистом и Большого, и Мариинского театров, проводит триумфальные гастроли за рубежом. В 1901 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поет на одной сцене с Энрико Карузо в опере Арриго Бойто «Мефистофель», которой дирижирует Артуро Тосканини.
Затем он покоряет Рим, Берлин, Нью-Йорк, Париж, Лондон.
В годы Первой мировой войны он дает массу благотворительных концертов, открывает на свои деньги лазареты для раненых.
После Октябрьской революции 1917 года он руководит художественной частью Мариинского театра, первым удостаивается звания народного артиста Республики.
Но в 1922 году не возвращается в Россию с зарубежных гастролей. Он продолжает выступать по всему миру. К счастью для нас, его слушателей, делает в это время несколько сот граммофонных записей, что позволяет нам сегодня слушать его разнообразный репертуар.
12 апреля 1938 года певец уходит из жизни. А 29 октября 1984 года сбывается его мечта быть похороненным на родине, его перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Влияние Шаляпина на развитие вокального искусства огромно, он задал ту высокую планку исполнительского мастерства, на которую ориентируются все певцы.
Лично для меня он открыл произведения в самых разных жанрах: в опере, романсах, народных песнях, духовной музыке.
Например, благодаря ему я открыл для себя оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (партия Бориса), Михаила Глинки "Иван Сусанин" (партия Сусанина), Антона Рубинштейна «Демон» (партия Демона), Александра Даргомыжского (партия Мельника), Шарля Гуно «Фауст» (партия Мефистофеля) и многие другие оперы.
Разве можно представить народные песни «Дубинушка» или «Ноченька» без голоса Шаляпина?
А духовная музыка? Например, «Ныне отпущаеши».
Мифический царь Мидас превращал в золото всё, к чему прикасался. Шаляпин делал фактом искусства всё, что он исполнял. А мы благодаря сохранившимся граммофонным записям можем приобщаться к этому искусству.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#пение #вокал #опера #федоршаляпин