Найти тему

О городских легендах и мифотворчестве для развлечения туристов.

На очередной экскурсии по городу, каких сейчас много самых разных, но некоторой чертой очень похожих друг на друга, я услышал несколько «историй», вызвавших у меня недоверие и даже отторжение. И не только тем, что этого не могло быть, но и каким-то примитивизмом гидовского фольклора, отдающим пошлостью. Спрашиваю милую даму-экскурсовода, зачем такое рассказываете? Из какого источника эти «факты»? В ответ удивление: ведь это же всем известно! А если это и не так, ну и что? народу же нравится! Короче говоря, как и должно быть при рыночной экономике, спрос рождает предложение. Информация давно стала товаром, а экскурсии бизнесом, формой развлечения, но никак не средством просвещения, увы...

Подобным выдумкам на потребу невзыскательной публики я дал название «ТУРБАЙКИ», т.е. байки придуманные для туристов. Большинство турбаек рождено в последние два десятилетия, хотя есть уходящие корнями в старые городские легенды. И всё бы ничего, старые ленинградцы-петербуржцы способны отделить зёрна от плевел, но молодое поколение, главное, и гости Петербурга порой узнают историю нашего Великого города только в таких сомнительных сказках. А посему, попробую некоторые турбайки разоблачить в меру моих сил. А вдруг кому-то из экскурсоводов мои усилия помогут от них избавиться и начать рассказывать людям реальные истории, которые значительно интереснее любых выдумок.

Примечание: Нумерация «турбаек» и статей не по степени важности, а произвольная, по мере написания.

Турбайка 1-я.

«Крюков, лезущий на стенку…» или как Семён Крюков получил подряд на строительство канала своего имени.

В название статьи вынесена строка из стихотворения «Вижу, вижу спозаранку…» поэта Александра Кушнера о петербургских реках и каналах. Но, судя по рассказываемой экскурсоводами истории, предпринимателю Семёну Крюкову пришлось в переносном смысле «лезть на стенку», чтобы получить выгодный подряд.

Крюков канал отделяет исторический район Коломну от центра Петербурга. Вырыт был от Невы до р. Мойки в 1719-1720 (продлён до Фонтанки уже в 1782-1787). Руководил строительством Семён Крюков. Его имя закрепилось за названием канала. Канал пересекал два других канала и служил транспортной артерией для большого кораблестроительного хозяйства, располагавшегося в этом районе. В 1847 г. в связи с благоустройством района и созданием Благовещенской (ныне Труда) площади, часть канала от Невы до пересечения с Адмиралтейским каналом взята в трубу.

Что рассказывают про Крюкова и его канал.

Семён Крюков, которого лично знал и уважал Петр I, очень хотел получить выгодный подряд на рытьё канала. Случай подвернулся. Художник Иван Никитин, имевший звание «гофмаляр», вернулся после обучения из-за границы, но никто его картин не покупал. Тогда царь Пётр устроил аукцион (то ли в своём доме, то ли у Меншикова) с принудительным участием своих приближённых. Всё распродал, но осталась последняя картина, за которую назначили 2 тысячи рублей. Пётр объявил: купит тот, кто больше всех меня любит. Крюков тут же приобрёл. Царь его облобызал, дал подряд и обещал канал назвать, если хорошо построит, именем Крюкова.

Разбор турбайки.

Справедливости ради надо сказать, что легенду про то, что Пётр обещал Крюкову назвать канал его именем, если хорошо справится с делом, приводит ещё первый историк Петербурга А.И. Богданов в своём труде «Историческое, географическое, топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751», созданном в середине XVIII в. Но для краеведения того времени это простительно, главным источником были рассказы-анекдоты, передаваемые из уст в уста.

Но посмотрим, что в современной трактовке рассказа не выдерживает критики.

1. Получение подрядов от казны при Петре I проходило по строго соблюдаемому порядку - через торги. Это называлось «Указная свеча»: в конторе ведомства, выставившего подряд, на окне ставилась свеча, пока свеча горела, шли торги – производители работ называли свои цены за подряд. Все предложения записывались в книге, в последние минуты записи делались второпях – дельцы, перебивая друг друга, как на базаре, сбивали цену. Как свеча догорела, определялся тот, кто меньше запросил, с ним заключался договор. В случае невыполнения договора грозила конфискация имущества и арест. Документально не известны случаи, чтобы царь нарушил правила выдачи подрядов.

2. Художник Никитин вернулся в Россию из Италии в 1720 г., а канал Крюков начал рыть в 1719, т.е. получил подряд до легендарной покупки картины.

3. Живописная специальность Ивана Никитича Никитина определялась как «двора Е.В. персонных дел мастер», т.е. он создавал только портреты (известно 12 полотен), следовательно, писал на ЗАКАЗ, в аукционах не нуждался. Никаких сведений, что у Никитина были картины в других жанрах, нет.

4. По этому поводу я консультировался в Русском музее у ведущего специалиста по живописи петровского времени Сергея Олеговича Андросова – не было и не могло быть в петровское время никаких аукционов, и нет никаких документальных свидетельств о каких-то картинах, привезённых Никитиным из-за границы.

5. И последнее. Впервые название канала как Крюков появляется на карте только в 1738 г. То есть через 18 лет после окончания сооружения и 13 лет после смерти царя, якобы обещавшего строителю награду именем

Стоит подавать такую «турбайку» как фактическую историю? - Но ведь народу нравится…!

Иван Никитин. Пётр I на смертном одре. 1725 г.
Иван Никитин. Пётр I на смертном одре. 1725 г.
Пётр I отдаёт очередное распоряжение
Пётр I отдаёт очередное распоряжение
Крюков канал у стен Новой Голландии
Крюков канал у стен Новой Голландии