Я очень люблю фильмы на религиозную тематику, но практически никогда не встречаю хороших и интересных. В этом плане фильм «Лютер», вышедший в 2003 году мой фаворит. Смотреть его одно удовольствие.
Итак, по порядку!
О чём фильм? Это фильм-биография о жизни и реформаторской деятельности Мартина Лютера.
Фильм начинается с того, что Лютер, попав в сильную грозу, даёт обет стать монахом. Позже мы видим Лютера, обеспокоенного собственной греховностью, постоянно находящегося в страхе перед Божьими карами. Единственно, кто ему помогает — его духовник.
Духовник направляет Лютера с письмами в Рим, однако это оказывает негативный эффект на Лютера — вместо святого места он видит место наживы и разврата. В результате он выкидывает купленную им за родственников индульгенцию.
По возвращении из Рима тот же духовник направляет Лютера на учёбу в Виттенберг. В Виттенберге он встречается с другом детства Спалатином, который теперь играет важную роль при дворе курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого.
Помимо учёбы и преподавания в Виттенберге Лютер занимается приходской деятельностью. На своих проповедях Лютер начинает подчеркивать, что Бог — не источник страха, но источник любви.
В это время в Риме Папа испытывает серьёзные финансовые трудности в связи со строительством собора Святого Петра в Ватикане. Для их разрешения он посылает монаха-доминиканца Иоганна продавать индульгенции. Увидев индульгенции у своих прихожан, Лютер приходит в возмущение. Он прибивает к дверям церкви свои 95 тезисов (изложение критики богословия католицизма) и требует публичной дискуссии.
Для решения вопроса в Германию посылают кардинала Каэтана, Лютеру заявляют, что для собственного блага он должен произнести одно слово revoco (отрекаюсь). Вместо этого Лютер вступает в полемику с кардиналом.
Папа посылает Фридриху Мудрому знак своего особого расположения — Золотую Розу и намекает на то, что Лютер должен быть выдан Риму. Но Фридрих…находит предлог не делать этого.
Вопрос об осуждении Лютера как еретика, порочащего имя Церкви, отдаётся на рассмотрение императору Священной Римской империи Карла V. У Лютера на Вормсском рейхстаге 1521 г. требуют отречься от его трудов, но Лютер отказывается это сделать. У императора есть план захватить Лютера по дороге назад, но Фридрих Мудрый опережает его — Лютера захватывают неизвестные люди и прячут в замке. В замке Лютер занимается переводом Библии на немецкий язык.
В это время в Виттенберге начинаются беспорядки, жители окрестных мест винят во всём Лютера. Фридрих Мудрый решает вызвать Лютера в Виттенберг. Перед дверями церкви Лютер обличает восставших.
Также он видит следы столкновений. Он обходит места побоищ, видит груды трупов и винит в произошедшем себя. В это время в Виттенберг прибывает группа беглых монахинь. Лютер проявляет заботу о них, и через какое-то время одна из них предлагает Лютеру жениться на ней. Лютер сомневается, так как считает себя виновником смерти огромного количества людей, но его невеста обещает, что будет заботливой женой и не пустит в их жизнь врагов. Лютер женится.
В это время в Риме происходят похороны Папы Льва X. Кардиналы обсуждают возможность становления нового Папы в лице Лютера, но Лютер женат и это более невозможно.
Лютер посещает Фридриха Мудрого и дарит ему свой перевод Библии. Курфюрст с нетерпением хочет видеть перевод Библии на свой родной язык.
Император Карл V выступает перед князьями Германии, требуя осуждения еретического учения. В ответ на это преемник Фридриха Мудрого выходит вперёд и говорит, что готов умереть за свою веру. Его примеру следуют и другие собравшиеся.
В конце фильмы Лютер проповедует детям в летнем лесу. На фоне идут титры, что Лютер трудился ещё 16 лет, явился основателем современного немецкого языка и учения, которому сейчас следуют много миллионов людей…
В любом историческом фильме всегда есть недостатки с этой самой историчностью. Например, то, что Лютер указывает при полемиках главы и стихи из библии, когда библия еще не была разделена; или путаница с назначениями кардиналов реальными и фильмовыми, но эти неточности не бросятся в глаза тем, кто не очень-то в теме по периоду и направлению. Неточности тоже разными бывают: можно показать кремлёвских курсантов в фильме про ВОВ с послевоенными бляхами или налепить откровенно не подходящие награды на людей, которые их не получали, а можно слегка поколдовать над сюжетом, чтобы получить хорошую картину и для пущего эффекта в конце фильма поднять всех князей Германии, а не двоих, как это было в действительности.
Эффект будет разный. В «Лютере» много таких моментов, которых в действительности не было или они были под сомнением…та же Золотая Роза была послана Фридриху заметно раньше, но благодаря скрупулезной работе сценариста её появление очень удобно и красочно вписывается в сюжет, помогая раскрыть не только главного героя, но и его окружение, то самое, благодаря которому Лютер и стал тем, кем он есть.
Мне нравится, что в этом фильме очень понятно изложена суть реформации, возмущение католическим миром, его неточности и несоответствия. Действительно, даже если вы далеки от прочтения религиозных текстов и имеете весьма плохое представление о католицизме – вы всё равно поймёте и вам не будет скучно. изложить достаточно объёмную разницу, переполненную тонкостями веры в легком и доступном формате явно нелегко, но фильму это удаётся сделать с изяществом.
Конечно, если у вас представления больше, то вам и понятно станет тоже больше – и сама полемика заиграет для вас новыми красками.
А ещё здесь было несколько удачных шуток. Причём, их появление в столь серьёзной картине было достаточно неожиданным…и это, опять же, браво!
Самого Мартина сыграл знакомый мне по «Елизавете», «Побегу из тюрьмы» и «Венецианскому купцу» - Джозеф Файнс. Не скажу, что Лютер представлялся мне таким, как в фильме, но ладно – это уже мелочи.
Фильм отличный, не затянутый и динамичный, несмотря на обилие диалогов, и большое внимание к внутренним сомнениям Лютера. Здесь противоречивость религии переходит в крайности, и это…здорово.
К тому же, достаточно неожиданно: про Лютера, как мне кажется, больше документальных фильмов, чем художественных. Наудачу, без особенной вдумчивости могу вспомнить только, пожалуй «Мартин Лютер, еретик».
А так…надо подумать. Но «Лютер» мне определенно нравится.