Найти тему
Гретхен Крюгер

"Лютер" (2003)

здесь охапка приятных и запоминающихся персонажей, которые оттеняют героя, раскрывают его через себя, но не перекрывают.
здесь охапка приятных и запоминающихся персонажей, которые оттеняют героя, раскрывают его через себя, но не перекрывают.

Я очень люблю фильмы на религиозную тематику, но практически никогда не встречаю хороших и интересных. В этом плане фильм «Лютер», вышедший в 2003 году мой фаворит. Смотреть его одно удовольствие.

Итак, по порядку!

О чём фильм? Это фильм-биография о жизни и реформаторской деятельности Мартина Лютера.

Фильм начинается с того, что Лютер, попав в сильную грозу, даёт обет стать монахом. Позже мы видим Лютера, обеспокоенного собственной греховностью, постоянно находящегося в страхе перед Божьими карами. Единственно, кто ему помогает — его духовник.

не знаю, здесь так убедительно предлагали покупать индульгенцию, что будь я там - я бы согласилась
не знаю, здесь так убедительно предлагали покупать индульгенцию, что будь я там - я бы согласилась

Духовник направляет Лютера с письмами в Рим, однако это оказывает негативный эффект на Лютера — вместо святого места он видит место наживы и разврата. В результате он выкидывает купленную им за родственников индульгенцию.

-3

По возвращении из Рима тот же духовник направляет Лютера на учёбу в Виттенберг. В Виттенберге он встречается с другом детства Спалатином, который теперь играет важную роль при дворе курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого.

Помимо учёбы и преподавания в Виттенберге Лютер занимается приходской деятельностью. На своих проповедях Лютер начинает подчеркивать, что Бог — не источник страха, но источник любви.

На том и стою!
На том и стою!

В это время в Риме Папа испытывает серьёзные финансовые трудности в связи со строительством собора Святого Петра в Ватикане. Для их разрешения он посылает монаха-доминиканца Иоганна продавать индульгенции. Увидев индульгенции у своих прихожан, Лютер приходит в возмущение. Он прибивает к дверям церкви свои 95 тезисов (изложение критики богословия католицизма) и требует публичной дискуссии.

-5

Для решения вопроса в Германию посылают кардинала Каэтана, Лютеру заявляют, что для собственного блага он должен произнести одно слово revoco (отрекаюсь). Вместо этого Лютер вступает в полемику с кардиналом.

Папа посылает Фридриху Мудрому знак своего особого расположения — Золотую Розу и намекает на то, что Лютер должен быть выдан Риму. Но Фридрих…находит предлог не делать этого.

-6

Вопрос об осуждении Лютера как еретика, порочащего имя Церкви, отдаётся на рассмотрение императору Священной Римской империи Карла V. У Лютера на Вормсском рейхстаге 1521 г. требуют отречься от его трудов, но Лютер отказывается это сделать. У императора есть план захватить Лютера по дороге назад, но Фридрих Мудрый опережает его — Лютера захватывают неизвестные люди и прячут в замке. В замке Лютер занимается переводом Библии на немецкий язык.

-7

В это время в Виттенберге начинаются беспорядки, жители окрестных мест винят во всём Лютера. Фридрих Мудрый решает вызвать Лютера в Виттенберг. Перед дверями церкви Лютер обличает восставших.

Также он видит следы столкновений. Он обходит места побоищ, видит груды трупов и винит в произошедшем себя. В это время в Виттенберг прибывает группа беглых монахинь. Лютер проявляет заботу о них, и через какое-то время одна из них предлагает Лютеру жениться на ней. Лютер сомневается, так как считает себя виновником смерти огромного количества людей, но его невеста обещает, что будет заботливой женой и не пустит в их жизнь врагов. Лютер женится.

-8

В это время в Риме происходят похороны Папы Льва X. Кардиналы обсуждают возможность становления нового Папы в лице Лютера, но Лютер женат и это более невозможно.

Лютер посещает Фридриха Мудрого и дарит ему свой перевод Библии. Курфюрст с нетерпением хочет видеть перевод Библии на свой родной язык.

Император Карл V выступает перед князьями Германии, требуя осуждения еретического учения. В ответ на это преемник Фридриха Мудрого выходит вперёд и говорит, что готов умереть за свою веру. Его примеру следуют и другие собравшиеся.

-9

В конце фильмы Лютер проповедует детям в летнем лесу. На фоне идут титры, что Лютер трудился ещё 16 лет, явился основателем современного немецкого языка и учения, которому сейчас следуют много миллионов людей…

В любом историческом фильме всегда есть недостатки с этой самой историчностью. Например, то, что Лютер указывает при полемиках главы и стихи из библии, когда библия еще не была разделена; или путаница с назначениями кардиналов реальными и фильмовыми, но эти неточности не бросятся в глаза тем, кто не очень-то в теме по периоду и направлению. Неточности тоже разными бывают: можно показать кремлёвских курсантов в фильме про ВОВ с послевоенными бляхами или налепить откровенно не подходящие награды на людей, которые их не получали, а можно слегка поколдовать над сюжетом, чтобы получить хорошую картину и для пущего эффекта в конце фильма поднять всех князей Германии, а не двоих, как это было в действительности.

-10

Эффект будет разный. В «Лютере» много таких моментов, которых в действительности не было или они были под сомнением…та же Золотая Роза была послана Фридриху заметно раньше, но благодаря скрупулезной работе сценариста её появление очень удобно и красочно вписывается в сюжет, помогая раскрыть не только главного героя, но и его окружение, то самое, благодаря которому Лютер и стал тем, кем он есть.

-11

Мне нравится, что в этом фильме очень понятно изложена суть реформации, возмущение католическим миром, его неточности и несоответствия. Действительно, даже если вы далеки от прочтения религиозных текстов и имеете весьма плохое представление о католицизме – вы всё равно поймёте и вам не будет скучно. изложить достаточно объёмную разницу, переполненную тонкостями веры в легком и доступном формате явно нелегко, но фильму это удаётся сделать с изяществом.

-12

Конечно, если у вас представления больше, то вам и понятно станет тоже больше – и сама полемика заиграет для вас новыми красками.

А ещё здесь было несколько удачных шуток. Причём, их появление в столь серьёзной картине было достаточно неожиданным…и это, опять же, браво!

Самого Мартина сыграл знакомый мне по «Елизавете», «Побегу из тюрьмы» и «Венецианскому купцу» - Джозеф Файнс. Не скажу, что Лютер представлялся мне таким, как в фильме, но ладно – это уже мелочи.

-13

Фильм отличный, не затянутый и динамичный, несмотря на обилие диалогов, и большое внимание к внутренним сомнениям Лютера. Здесь противоречивость религии переходит в крайности, и это…здорово.

К тому же, достаточно неожиданно: про Лютера, как мне кажется, больше документальных фильмов, чем художественных. Наудачу, без особенной вдумчивости могу вспомнить только, пожалуй «Мартин Лютер, еретик».

-14

А так…надо подумать. Но «Лютер» мне определенно нравится.