На нашем канале мы будем много говорить о дрифте. А дрифт без выворота — как свадьба без невесты. Чтобы научиться раздавать угла, и, тем более, самому построить дрифт корч нужно рубить в теории. С неё и начнём.
Основы
В большинстве автомобилей установлен червячно-рулевой механизм. Здесь поворот рулевого вала преобразуется в поперечное (относительно корпуса) перемещение штока рулевой рейки.
Второй обязательный элемент устройства — рулевая сошка. Представлена во множестве видов и вариаций. К примеру, на кузовах JXZ90-100 соединена с шаровой опорой и прикручивается к ступице; на X81 выполнена отдельной деталью, которая прикручивается к ступице и в нее встает палец шаровой из нижнего рычага… У большинства «Ниссанов» рулевая сошка вылита в теле ступицы, но суть её всегда одна. Это плечо, рычаг, которым ступица вращается на оси, проходящей по шаровым от поперечного перемещения штока рейки.
Третий компонент — рулевые тяги и наконечники. По сути, шарниры, допускающие поворот элементов рулевого управления относительно друг друга. Ими же регулируется угол схождения передних колес.
Источник: Яндекс.Картинки
Так вот, величина угла поворота передних колёс зависит лишь от поперечного хода штока рейки и длины плеча, то есть от длины сошки.
Как увеличивают выворот
Из предыдущего абзаца понятно, что можно прибегнуть к двум способам:
🔧сделать больше ход штока рейки влево и вправо
🔧уменьшить длину плеча сошки
Значительно увеличить ход рейки не позволит конструкция. Рулевые тяги на штоке выполняют роль ограничителя. При выкрученном до упора рулевом колесе шарнир рулевой тяги упирается в корпус рулевой рейки. Н
Спейсеры (высокие шайбы до 10 мм) устанавливаются на резьбу рулевой тяги. Это дает возможность увеличить ход штока на высоту шайбы. Но не всегда резьба имеет достаточную высоту для установки проставки. В таких случаях устанавливают адаптер «мама-папа». Тяга вкручивается в «маму», а резьба «папа» уже удлинена с учетом спейсера.
Источник: Яндекс.Картинки
При установке проставок на рейку стоит помнить о торцевых сальниках, что уплотняют шток рейки. Увеличив ход штока за счёт спейсеров, вы рискуете подставить под сальник то место штока, которое было снаружи, «на улице». Там может быть грязь и ржавчина, которые выведут сальник из строя. Поэтому в подобном случае не будет лишним полировка концов штока.
Теперь про укорачивание плеча сошки. Если она представляет собой отдельную деталь — лучше купить новую, с заточенной под дрифт геометрией. Есть модели, которые прикручиваются к штатным подпиленным.
Источник: Яндекс.Картинки
Сошка, совмещённая со ступицей, может быть модернизирована двумя способами:
Первый — отрезаем/укорачиваем/привариваем обратно
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки
Аккерман и уроки геометрии
От геометрии сошки зависит сложное для многих понятие «угол Аккермана». Сейчас постараемся его объяснить. При вращении руля внутреннее (по отношению к повороту) колесо всегда имеет меньший радиус движения, чем внешнее. Это позволяет отрегулировать центробежную силу, упростить маневренность автомобиля и повысить его безопасность.
Разница между радиусом в повороте правого и левого колеса и называется углом Аккермана и связана с именем выдающегося немецкого ученого, работающего в области математики, но оказавшего большое значение на автомобилестроение.
Источник: Яндекс.Картинки
В дрифте колёса движутся не как при обычном повороте. Передняя ось стоит на траектории движения, задняя с заносом толкает машину. При езде боком желательно, чтобы передние колёса располагались параллельно друг другу (т.е. были выставлены прямо). Если они будут смотреть в разные стороны, пусть и с небольшим углом, это будет ухудшать управляемость в заносе за счёт притормаживания автомобиля. Для того, чтобы дуга поворота была устойчивой, угол Аккермана настраивают так, чтобы внутреннее колесо не разворачивалось чересчур круто. Есть отличная статья, которую написал действующий дрифтер и производитель комплектов для увеличения выворота — рекомендуем читать всем, кто хочет разобраться с Аккерманом раз и навсегда.
Обходим подводные камни
Есть ряд сложностей, которые нас могут поджидать при увеличении выворота.
Итак, мы выбрали под себя угол Аккермана, укоротили сошки, установили спейсеры. Но нас ждёт неприятная проблема — блокировка рулевого управления. При большом вывороте «в упор» в одну линию могут встать три шарнира: шаровая опора, палец рулевого наконечника и шарнир рулевой тяги. Иными словами: плечо для поворота ступицы по оси пропало! Руль не крутится. Результаты такого сюрприза несложно представить даже в тренировочном заезде. Выручают специальные проставки:
Источник: Яндекс.Картинки
Такое решение сравнимо с переносом рулевой рейки. Только по факту она остаётся на прежнем месте, зато шаровая, наконечник и рулевая тяга уже не смогут выстроиться в линию: не позволит смещённое крепление рулевой тяги. Учитывайте что решение всё же автоспортивное и использование пыльника рулевой рейки остается под вопросом.
При установке сошек или проставок расстояние между отверстием сошки под палец рулевого наконечника и штоком рейки меняется. Для адекватной регулировки схождения новые наконечники придётся подбирать «по месту». Измеряйте свои, делайте вывод какие нужны: длиннее или короче и в магазине подбирайте уже с учётом этих данных. Не будет лишним погуглить — многие делятся опытом по постройке выворота и указывают откуда им подошли рулевые наконечники. Есть альтернатива «подбирательству» шабашек с другой машины — поставить тюнинговые с регулировкой.
Источник: Яндекс.Картинки
Хлопоты может доставить ещё один элемент подвески: реактивная тяга, она же теншен, а на языке владельцев «маркообразных» — косой рычаг. Когда вы увеличите выворот колёс, с большой вероятностью он начнёт упираться в поперечные рычаги и близлежащие элементы кузова. Если это случилось, то не обойтись без установки тюненых регулируемых тяг.
Пожалуй, по всем основным моментам мы прошлись. Если остались непонятки — пишите в комменты. Впереди вас ждут подробные статьи по постройке дрифтовых болидов, подписывайтесь, чтоб не пропустить.
STAY TUNED!