Фотопечать — копирование и тиражирование фотографического изображения на светочувствительном фотоматериале В большинстве случаев под фотопечатью подразумевается получение позитивного изображения с негатива, где в роли конечного носителя выступает фотобумага. Однако, результатом может быть не только бумажный отпечаток, но и диапозитив на плёнке или стекле, а печать может вестись и на обращаемый фотоматериал с позитива. До появления цифровых принтеров фотопечать была основным способом изготовления фотографий, а для получения больших тиражей происходила с нескольких дубль- негативов параллельно. Фотомеханические способы размножения фотоизображений не считаются фотопечатью, а относятся к полиграфическим технологиям
Различают ручную и машинную фотопечать. В последнем случае процесс происходит в специальном оптическом принтере на рулонном фотоматериале. В настоящее время (2021 год) оптические принтеры полностью вытеснены цифровыми, ведущими печать с цифровых графических файлов лазерным лучом на фотобумаге, или красителями на обычной бумаге.
Первая технология фотопечати реализована в 1841 году англичанином Уильямом Генри Фокс Тальботом. Изобретённая им калотипия стала первым в мире негативно-позитивным процессом, пригодным для тиражирования фотографий. С бумажного негатива, полученного в камере- обскуре, контактным способом печатался позитив на такой же бумаге, пропитанной хлористым серебром. Тальбот первым в мире наладил малотиражный выпуск фотоальбомов, куда вклеивались отпечатки на «солёной бумаге». Однако, этот способ тиражирования, как и все последующие позитивные фотопроцессы, был слишком дорогим для издательского дела, и позднее уступил эту нишу фотомеханическим процессам, таким как фототипия, гелиогравюра и офсетная печать.
Дневная фотопечать
Изображение калотипа появлялось на бумаге во время печати, поскольку на экспонированных участках серебро восстанавливалось из галогенида до металлической формы непосредственно под действием света. По окончании процесса снимок фиксировался в растворе гипосульфита, удалявшем неэкспонированные соли серебра, промывался и высушивался. Из-за недостатков и невысокого качества изображения калотипия не получила распространения, и ей на смену пришла альбуминовая печать . Новая фотобумага готовилась на основе яичных белков, связывающих светочувствительное хлористое серебро. Альбуминовая бумага также была «дневной», то есть проявлялась непосредственно в процессе экспонирования, длившегося 25—30 минут. Появление альбуминовой печати в 1850 году совпало по времени с изобретением мокрого коллодионного процесса , с помощью которого изготавливались негативы на стеклянных фотопластинках Лист фотобумаги накрывался сверху негативом, который плотно прижимался к эмульсии, и в таком виде выставлялся на солнечный свет. Для плотного контакта использовались специальные копировальные рамки с прижимом. Высокое качество коллодионных негативов сочеталось с тонкими тональными переходами альбуминовых фотобумаг, давая отличный отпечаток.
Такая технология печати доминировала около 30 лет, пока не был устранён главный недостаток бумаг с яичным белком: завершение процесса их изготовления производилось самими фотографами, поскольку светочувствительность сохранялась в течение лишь нескольких часов. Более совершенными оказались целлоидиновые фотобумаги, изготавливавшиеся на основе коллодия, заменившего альбумин. Такие фотоматериалы сохраняли светочувствительность до 3-х месяцев, исключая процедуру сенсибилизации перед печатью. Однако, как целлоидиновые, так и более поздние аристотипные фотобумаги были пригодны только для «дневной» печати, не требующей химического проявления, которое происходило во время экспозиции. Правильная выдержка определялась визуально по степени потемнения фотобумаги. Печать заканчивалась фиксированием, удалявшим остатки неэкспонированного галогенида, как у самых первых «солевых» бумаг в калотипии. Альбуминовые и целлоидиновые фотобумаги требовали дополнительного тонирования солями золота и платины, улучшавшего оттенок изображения и повышавшего светостойкость недолговечных отпечатков. Обычно этот процесс объединялся с фиксированием в растворе вираж-фиксажа.
Фотобумаги с проявлением
Из-за низкой светочувствительности в видимой области спектра «дневные» фотобумаги были пригодны только для контактной печати, происходившей на богатом ультрафиолетовыми лучами фотостудии. При этом размер отпечатка всегда совпадал с размером негатива, и для получения снимков большого формата была необходима съёмка на такую же фотопластинку. Проекционная печать, допускающая увеличение, стала возможна лишь с появлением современных желатиносеребряных фотобумаг с проявлением, обладающих достаточной светочувствительностью.
Производство первых фотобумаг такого типа было налажено Джозефом Суоном в 1879 году, однако их широкое распространение началось лишь во втором десятилетии XX века. До этого момента на рынке доминировала платинотипия, которая также выполнялась контактным способом. Господству платиновых фотобумаг положила конец Первая мировая война, которая привела к резкому росту стоимости этого металла. Попытки заменить его более дешёвым палладием не увенчались успехом, что обусловило распространение серебряной печати. Оптическое увеличение на таких бумагах позволило не только получать снимки большого размера с маленьких негативов, но и кадрировать изображение, исправляя ошибки, допущенные в момент съёмки. В отличие от низко чувствительных «дневных» фотобумаг, допускающих манипуляции при слабом рассеянном свете, желатиносеребряные потребовали полного затемнения фотолабораторий и их не актиничного освещения. Так называемые «газопечатные» фотобумаги с хлоробромосеребряной эмульсией получили своё название благодаря возможности обработки при распространённом в конце XIX века газовом освещении жёлтого цвета
В первые годы для увеличения негативов чаще всего использовали фотоаппарат, кадровое окно которого освещалось проекционным фонарем или просто дневным светом, направляемым отражателем через отверстие в стене затемнённой фотолаборатории. Негатив размещался с внутренней стороны матового стекла, и проецировался объективом на закреплённую на стене фотобумагу. Иногда для увеличения использовались два фотоаппарата разных форматов, установленные друг напротив друга. Объектив одного из них вынимался, а в кассету заряжалась фотобумага, на которую другой камерой проецировался негатив. При тщательной светоизоляции стыка между объективными досками фотоаппаратов такая установка позволяла вести печать в незатемнённом помещении светом из окна, отражённым от рассеивателя. Некоторые фирмы выпускали готовые увеличители аналогичной конструкции. В крупных фотостудиях устанавливали горизонтальные проекторы с угольной дуговой лампой. Знакомые современным фотографам вертикальные фотоувеличители с лампой накаливания появились только в начале 1930-х годов, и одной из первых такие приборы начала выпускать фирма Ernst Leitz в качестве дополнительного оборудования к малоформатным фотоаппаратам «Leica».
Проекционная печать в те годы всё ещё считалась слишком сложной для фотолюбителей, предпочитавших «дневные» фотобумаги с визуальным контролем экспозиции в простой копировальной рамке. Однако, с появлением компактной фотоаппаратуры и мелкозернистых роликовых фотопленок, оптическая печать быстро вытеснила контактную из большинства сфер, кроме технической фотографии. В фотоателье студийная крупноформатная съёмка с последующим контактным копированием также оставались востребованы ещё несколько десятилетий. Такая технология позволила сохранить ретушь негатива, считавшуюся неотъемлемой частью портретной фотографии. Кроме того, контактная печать не так критична к качеству негатива, как проекционная, выявляющая мельчайшие дефекты и зернистость фотоплёнки как за счёт увеличения, так и благодаря направленному характеру копировального света. В советских фотоателье контактная печать оставалась стандартной для студийного портрета вплоть до конца 1980-х годов. Например, наиболее распространённый портрет формата 9×12 сантиметров снимался на такой же негатив камерами типа «ФК» с обязательной ретушью. Проекционная печать использовалась для негативов, снятых на натуре более удобными фотоаппаратами среднего и малого форматов. В фотожурналистке с конца 1930-х годов оптическая печать почти полностью вытеснила контактную.