Найти в Дзене

Город Ачинск - западная столица Красноярского края, крупный промышленный центр с богатым культурно-историческим наследием

Всем привет, дорогие друзья и подписчики! Настало время продолжить работу над своим каналом "Путешествия по Красноярскому краю", так как несколько месяцев не писал новые статьи на платформе "Яндекс Дзен". Сегодня я вам расскажу о своем путешествие в город Ачинск, который расположен в 170 км. в западу от г. Красноярска на Транссибирской железнодорожной магистрали. Город мы посетили в конце февраля, когда отступили наиболее сильные морозы. Город расположен на правом берегу р. Чулым. Численность населения Ачинска составляет 104 тыс. человек на 2021 г. По численности населения Ачинск занимает третье место после Красноярска и Норильска. Официально город был основан в 1683 г., но первоначально Ачинский острог был основан в 1641 г., в месте слияния Белого и Черного Июса, в 160 км. южнее современного города, на месте поселка Копьева Республики Хакассия. Свое название острог получил от кыргызского рода "Ач" и племени "Ачыг". Но данный острог был сожжен кыргызскими племенами, и томский воевода

Всем привет, дорогие друзья и подписчики! Настало время продолжить работу над своим каналом "Путешествия по Красноярскому краю", так как несколько месяцев не писал новые статьи на платформе "Яндекс Дзен". Сегодня я вам расскажу о своем путешествие в город Ачинск, который расположен в 170 км. в западу от г. Красноярска на Транссибирской железнодорожной магистрали. Город мы посетили в конце февраля, когда отступили наиболее сильные морозы.

Ачинск на карте Красноярского края
Ачинск на карте Красноярского края

Город расположен на правом берегу р. Чулым. Численность населения Ачинска составляет 104 тыс. человек на 2021 г. По численности населения Ачинск занимает третье место после Красноярска и Норильска.

Карта города Ачинск
Карта города Ачинск

Официально город был основан в 1683 г., но первоначально Ачинский острог был основан в 1641 г., в месте слияния Белого и Черного Июса, в 160 км. южнее современного города, на месте поселка Копьева Республики Хакассия. Свое название острог получил от кыргызского рода "Ач" и племени "Ачыг". Но данный острог был сожжен кыргызскими племенами, и томский воевода принял решение о переносе острога к северу, в месте впадения р. Ачинки в Чулым.

Макет Ачинского острога в Ачинском краеведческом музее им. Д.С. Каргаполова
Макет Ачинского острога в Ачинском краеведческом музее им. Д.С. Каргаполова

В XVIII в. через Ачинск прошел Московский тракт. В 1782 г. острог стал уездным городом, и это событие послужило толчком для развития Ачинска. К концу XIX века в городе было несколько небольших предприятий (кирпичный, свечной, пивоваренный, мыльный, кожевенный), численность населения Ачинска на 1897 г. на момент проведения Транссибирской железнодорожной магистрали составила около 7 тыс. человек. Таким образом, в XIX в. Ачинск был типичным сибирским купеческим провинциальным городом со спокойным ритмом жизни.

Карта Ачинска 1854 г.
Карта Ачинска 1854 г.

В 1914 г. начато строительство железной дороги Ачинск-Минусинск, соединившая город с Хакассией и югом Красноярского края, которая по причине Октябрьской Революции и Гражданской войны была сдана в эксплуатацию только в 1926 г. Промышленным центром город стал после окончания Великой Отечественной войны, во второй половине XX века. В 1955 г. на юго-западной окраине города началось строительство Ачинского глиноземного комбината, которое длилось 15 лет. Комбинат был построен в городе по причине близости расположения к Кия-Шалтырскому месторождению нефелинов в Кемеровской области, в горах Кузнецкого Алатау, Красноярскому алюминиевому заводу. Глинозем представляет собой первичный продукт для производства алюминия.

Ачинский глиноземный комбинат, принадлежащий компании "РУСАЛ"
Ачинский глиноземный комбинат, принадлежащий компании "РУСАЛ"

В 1982 г. в 20 км. к северу от города был построен Ачинский нефтеперерабатывающий завод, так как Ачинск расположен на нефтепроводе, идущих из Западной Сибири (Ханты-Мансийский АО) на Дальний Восток.

Ачинский НПЗ, принадлежащий компании "Роснефть"
Ачинский НПЗ, принадлежащий компании "Роснефть"

В связи со строительством крупных градостроительных предприятий численность населения Ачинска выросла с 50 тыс. человек в 1959 г. до 122 тыс. человек в 1991 г. К сожалению, после распада СССР численность населения города начала падать преимущественно по причине оттока наиболее мобильной группы населения в соседние крупные города с дифференцированной экономикой, в первую очередь, в Красноярск, Новосибирск и Кемерово. Подробнее с историей города вы можете ознакомиться на сайте https://adm-achinsk.ru/o-gorode/istoriya/istoricheskaya-spravka

Теперь я расскажу вам непосредственно о нашем путешествии. Как только мы заехали в город, посетили церковь Даниила Ачинского, которая расположена в Привокзальном микрорайоне на северо-востоке города (для справки: Даниил Ачинский - святой Русской православной церкви, старец, бывший офицер армии Российской империи, отбывавший ссылку на Боготольском винокуренном заводе). Храм был открыт сравнительно недавно, в 2011 г. Так как церковь находится на возвышении, то оттуда открывается красивый вид на восточную часть города.

Церковь Даниила Ачинского
Церковь Даниила Ачинского
Вид на Привокзальный микрорайон, восточную часть город
Вид на Привокзальный микрорайон, восточную часть город
Новостройки Ачинска
Новостройки Ачинска

Затем мы поехали перекусить и прогуляться по новому центру города, в район главной улицы Кравченко. Новый центр города, построенный в советское время, сравнительно хорошо благоустроили за последние несколько лет (появились арт-объекты из газона, уложено новая брусчатка и смонтировано современное освещение, поставлены новые остановки общественного транспорта, сделаны велосипедные и пешеходные дорожки). На улице Кравченко расположены главные торгово-офисные здания города, развлекательные заведения, спортивные сооружения. По Ул. Кравченко ходит трамвай, который ходит от нового центра города до Ачинского глиноземного комбината и выполняет функцию доставки пассажиров от места жительства до работы. В советское время были планы по развитию трамвайной сети по всей территории города и строительству троллейбусной линии, но из-за кризиса 1990-ых годов данные планы так и остались на бумаге.

Велосипедная дорожка на улице Кравченко
Велосипедная дорожка на улице Кравченко
Трамвайные пути на ул. Кравченко
Трамвайные пути на ул. Кравченко
Трамвайная сеть города Ачинск
Трамвайная сеть города Ачинск
Иллюминация на ул. Кравченко
Иллюминация на ул. Кравченко
Арт-объект в новой части города
Арт-объект в новой части города

Затем мы отправились на экскурсию в местный краеведческий музей. В музее мы заказали интересную экскурсию, где нам рассказали об истории города и интересных событиях в эпоху дореволюционной России, Гражданской войны, Советской России и Российской Федерации, а также увидели интересные находки и артефакты.

Здание Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргаполова
Здание Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргаполова

Архитектура исторического центра Ачинска
Архитектура исторического центра Ачинска
Экспозиция самоваров
Экспозиция самоваров
Коллекция значков дореволюционной России
Коллекция значков дореволюционной России
Патефон немецкого производства в музее, которых осталось 3 штуки в России
Патефон немецкого производства в музее, которых осталось 3 штуки в России
Коллекция утюгов и швейных машинок
Коллекция утюгов и швейных машинок
Макет Ачинского железнодорожного вокзала 1900 г.
Макет Ачинского железнодорожного вокзала 1900 г.
Экскурсия в Ачинском краеведческом музее
Экскурсия в Ачинском краеведческом музее

Затем нас ждала экскурсия по историческому центру Ачинска. К большему сожалению, большая часть исторических зданий находится в плачевном состоянии, лишь несколько из них были отреставрированы. В некоторых зданиях остались лишь голые стены без окон.

Усадьба Максимова конца XIX-начало XX века, одно из немногих хорошо сохранившихся исторических зданий
Усадьба Максимова конца XIX-начало XX века, одно из немногих хорошо сохранившихся исторических зданий
Женская прогимназия, построенная в 1916 г., ныне здесь расположено педагогическое училище
Женская прогимназия, построенная в 1916 г., ныне здесь расположено педагогическое училище
Один из памятников архитектуры, который находится в ужасном состоянии
Один из памятников архитектуры, который находится в ужасном состоянии
От былого величия остались лишь одни руины, со слов местных жителей, часто здесь можно встретить маргинализованных личностей
От былого величия остались лишь одни руины, со слов местных жителей, часто здесь можно встретить маргинализованных личностей

Здание синагоги, построенное в 1907 г., ныне здесь располагается станция скорой помощи
Здание синагоги, построенное в 1907 г., ныне здесь располагается станция скорой помощи
Здание механико-технологического техникума тоже находится в плачевном состоянии
Здание механико-технологического техникума тоже находится в плачевном состоянии
Интересные дома в Ачинске: первый этаж - кирпичный, а второй - деревянный
Интересные дома в Ачинске: первый этаж - кирпичный, а второй - деревянный
Жилой дом с магазином, построенный в конце XIX века.
Жилой дом с магазином, построенный в конце XIX века.
Ул. Партизанская с историческими зданиями
Ул. Партизанская с историческими зданиями
Памятник П.Е. Щетинкину в Троицком парке, герою Гражданской войны
Памятник П.Е. Щетинкину в Троицком парке, герою Гражданской войны

Экскурсия по историческому центру оказалась очень интересной и насыщенной рассказом экскурсовода Сергея Соколова. После экскурсии мы посетили Казанский собор, который был построен в 1826 г. и является старейшей церковью в городе.

Казанский собор в Ачинске, построенный в 1826 г, является старейшим собором в городе
Казанский собор в Ачинске, построенный в 1826 г, является старейшим собором в городе

Ну а затем мы поехали в Ачинский драматический театр, который был построен в 1935 г. в стиле сталинского ампира. Перед театром расположенный театральный сквер с памятником знаменитому советскому деятелю С.М. Кирову. Театр капитально отремонтрировали в 2019 г., и посетителям театра очень нравятся смотреть спектакли в уютной атмосфере. Мы лично сходили на спектакль "Ограбление по", который основан на российских реалиях: проворовавшийся директор магазина, ожидание налоговой проверки, поиск путей покрытия недосдачи с помощью подделки документов и появление грабителей.

Здание Ачинского драматического театра
Здание Ачинского драматического театра
Памятник советскому деятелю С.М. Кирову в театральном сквере
Памятник советскому деятелю С.М. Кирову в театральном сквере

Теперь я хочу высказаться по накипевшем проблемам города. Наиболее важная и острая проблема Ачинска - это загрязнение атмосферного воздуха и огромные площади нарушенных земель. За 50 с лишним лет функционирования Ачинского глиноземного комбината образовались огромные отвалы пустой породы, которая была использована при производстве извести и глинозема. Поверхность отвалов не покрыта растительностью, и ветер разносит пыль и взвешенные частицы по всей территории города, отравляя воздух в жилой зоне, снижая продолжительность жизни горожан и делая город менее привлекательным для жизни. Следовательно, местным властям в первую очередь следует уделить внимание разработки проектов по биологической и гидрологической рекультивации нарушенных земель (посадка деревьев и кустарников, устойчивых к вредным токсичным соединениям, террасирование склонов, выравнивание поверхности отвалов, создание искусственных водоемов во впадинах и создание зон отдыха). Несмотря на реализацию программ по модернизации очистных сооружений на Ачинском глиноземном комбинате компанией "РУСАЛ", вредные вещества в атмосферу выбрасываются в большом количестве (выбросы в атмосферу и отвалы четко видны при подъезде к городу со стороны Боготола).

Отвалы Ачинского глиноземного комбината и выбросы вредных веществ в атмосферу
Отвалы Ачинского глиноземного комбината и выбросы вредных веществ в атмосферу

Второй проблемой, которой нужно заняться властям в ближайшее время, это сохранение и реставрация объектов культурного наследия. За последние 20-30 лет местные власти практически не уделяли должного внимания сохранению исторических зданий. Такая ситуация могла произойти по нескольким причинам: перераспределение денежных средств, полученных от экспорта металлургической продукции и нефтепродуктов в пользу федерального центра (Москвы), следовательно, Ачинск и Красноярский край получали небольшую часть прибыли в местный бюджет.

Объекты культурного наследия очень долго могут находится на реставрации по причине дороговизны услуг, бюрократическими механизмы, связанными с оформлением необходимых документов, и отсутствием местных фирм, занимающихся восстановлением исторических зданий. А за это время здания под воздействием внешних природных сил и человека разрушаются значительно быстрее, чем процедура подготовки документов на восстановление. Надеюсь, что в будущем Ачинск превратиться из промышленного моногорода во многофункциональный город, где будет реализовываться административно-политическая, культурная, экономическая, транспортная и туристическая функции.

Реставрация и реновация исторических зданий позволит улучшить качество городской среды в историческом центре города (современное пешеходное покрытие, посадка деревьев, пешеходные улицы), привлечь предприятия малого и среднего бизнеса (кофейни, пекарни, сувенирные магазины, мастерские по изготовлению украшений, салоны красоты, прокат спортивного инвентаря), и повысить занятость людей, не связанных с градообразующими предприятиями, и сделать город привлекательным для туристов, тем самым, появятся дополнительные источники пополнения бюджета города. Подробнее с градостроительной стратегией развития города вы можете ознакомиться на сайте администрации города https://adm-achinsk.ru/territorialnoe-planirovanie/gradostroitelnaya-stretegiya

Третья проблема, которая является очень актуальной для большинства горожан - это состояние дорожного покрытия. На некоторых улицах, особенно с интенсивным движением грузового транспорта, дороги находятся в ужасном состоянии, с большими ямами (ул. 5 июля, объездная дорога на юге города). По идее, необходимо капитально отремонтировать проблемные улицы города и построить новые объездные дороги вокруг города, но на реализацию данных проектов нужны большие финансовые средства и несколько лет строительства.

Надеюсь, дорогие подписчики, вам понравилась моя статья. Жду от вас обратной связи в виде комментариев и пожеланий. Дальше будут новые интересные статьи про интересные места в Красноярском крае и не только.