Страны Большой семерки всерьез обсуждают введение максимальной цены на российскую нефть, а премьер-министр Японии даже озвучил ее — 40-60 долларов за баррель. По их мнению, у России не будет другого выбора, кроме как согласиться на эти условия и продолжать поставлять черное золото на мировой рынок.
Вариант, при котором Россия просто-напросто законсервирует часть скважин и существенно снизит поставки нефти, наши западные «партнеры» даже не рассматривают. Но такую возможность рассмотрели аналитики JP Morgan, а их прогнозы на прошлой неделе были опубликованы агентством Bloomberg. Вот основные тезисы этой статьи:
- Россия может сократить добычу на 5 млн. баррелей в сутки, при этом ее экономика сильно не пострадает, но для большей части мира последствия будут катастрофические;
- снижение добычи на 3 млн. баррелей поднимет цены на нефть до 190 долларов, при снижении на 5 млн. баррелей — до 380 долларов;
- риск введения лимита на цены заключается в ответных мерах Москвы, которые нанесут поражение Западу;
- плотность мирового нефтяного рынка сейчас на стороне России.
Если такой сценарий действительно реализуется, то иначе как кошмарным сном для всего мира его не назовешь...
А вот на «плотности мирового нефтяного рынка» я бы хотел остановиться поподробнее. Разобравшись в этом вопросе сразу станет понятно, почему Байден уже 4 месяца безрезультатно пытается снизить цены на нефть.
Рынок нефти ничем не отличается от любого другого — цена на нем устанавливается исходя из баланса спроса и предложения. В данный момент спрос превышает предложение примерно на 2 млн. баррелей в сутки - мы столкнулись с глобальным дефицитом, отсюда и высокие цены.
Не секрет, что именно стоимость топлива является одной из главных причин высокой инфляции в США и ЕС, поэтому коллективный Запад всячески пытается эту стоимость снизить. Как это можно сделать?
Исходя из законов рынка, есть только два способа — снизить спрос, т. е. потребление, или увеличить предложение, т. е. добычу. Первый вариант даже не рассматривается, ведь он приведет к падению собственной экономики, а вот второй кажется вполне реальным. Именно по второму пути и пошли США с союзниками.
Первым шагом стали мартовские попытки переговоров с Венесуэлой о частичном снятии санкций в обмен на увеличение добычи нефти. Напомню, что экономическая блокада со стороны США и союзников вызвала в Венесуэле сильнейший кризис и гиперинфляцию. Кроме того, в мае 2020 года недалеко от столицы были задержаны двое американцев, планировавших убийство президента Мадуро. Стоит ли говорить, как закончились нефтяные переговоры?
По стечению обстоятельств, еще одна страна с огромными нефтяными запасами находится под американскими санкциями — речь идет об Иране. Переговоры по ядерной сделке, способной ослабить антииранские ограничения, прекратил Трамп, а администрация Байдена их возобновила.
Иран под санкциями с 1979 года, так что спешить он точно не будет, выторговывая для себя наиболее выгодные условия. Неизвестно, завершатся ли эти переговоры каким-то соглашением, но одно можно сказать наверняка — к падению цен на нефть они точно не приведут.
Почему я в этом уверен? Все дело в том, что вся иранская, равно как и венесуэльская нефть уже на рынке. За годы санкций Иран и Венесуэла научились продавать ее при помощи серых схем — покупатели на нее из-за хороших скидок есть всегда. Если ограничения со стороны США все же будут сняты, то на увеличение добычи уйдут годы и миллиарды долларов инвестиций.
Не помогло снизить цены и рекордное освобождение нефти из резервов США и их союзников. С этим тоже все понятно — рынок прекрасно понимает, что потом эту нефть нужно будет снова закачать в резервы, т. е. снова повысить спрос на нее.
На следующей неделе Байден отправляется в большое турне по Ближнему Востоку, где обязательно будет поднимать вопрос увеличения нефтедобычи. Сможет ли он этого добиться? Загадывать не буду, но те же Саудиты уже не раз повторяли, что их мощности по добыче почти на пределе.
Так кто же главный виновник? ОПЕК и Россия, которым такие цены выгодны или кто-то еще?
Предпосылки для дорогой нефти сложились еще в 2020 году, когда локдауны резко снизили спрос на нее. Обвал спроса привел к падению стоимости до 25-30 долларов, что сделало геологическую разведку и разработку новых месторождений нерентабельными.
Добыча нефти — трудоемкий и непрерывный процесс. Если перестать уделять внимание какой-то из частей этого цикла, то наступят последствия. О будущем дефиците предупреждал наш министр энергетики Александр Новак, но разве кто-то в мире будет его слушать, когда есть Грета Тунберг? :)
Спустя два года зеленая повестка выглядит особенно смешно, но в 2020 году многие действительно верили, что эпоха нефти завершилась и мир вступил во власть ветряков и солнечных батарей. Вместо поддержки нефтедобытчиков власти США и их союзники предоставляли огромные субсидии «зеленым».
Но отсутствие помощи это только половина беды — нефтяные компании подвергались давлению со стороны властей, что привело к снижению инвестиций в новые проекты. Частные инвесторы так же поспешили переложить все свои деньги из скучных нефтяников в новые и перспективные зеленые проекты.
И ведь какое-то время эта схема вполне работала — зеленая энергетика худо-бедно справлялась. Но пандемия закончилась, заработали промышленные предприятия и взлетели самолеты — спрос на нефть и топливо рванул в небо, а предложение за ним уже не успевало.
Но неужели руководство США такое глупое и не понимало этого? Нет, конечно, скорее всего они просто недооценили последствия. В любом случае, другого выбора у демократов не было — их давними спонсорами и лоббистами являются банки и технологические гиганты; последние и начали продвигать зеленую повестку. Одновременно с этим демократы наносили удар и по республиканцам, которых традиционно поддерживают промышленники и нефтяники.
Межпартийная борьба продолжается и сейчас — республиканцы топят своих оппонентов, обвиняя в неспособности справиться с высокой инфляцией. Сланцевые компании при этом не спешат наращивать добычу, хоть и цены для них крайне комфортные. Чем ситуация с топливом и потребительскими ценами хуже, тем больше шансов у демократов потерять и Парламент и Белый дом, чего нефтяники и добиваются.
Что же способно снизить цены на нефть? Только резкое падение спроса, а произойти это может в результате глобальной рецессии или новых локдаунов. И если первая уже технически наступила в ЕС и США, то о новых ограничениях пока только начали говорить в некоторых СМИ.
С другой стороны, не только снижение добычи Россией может толкнуть цены на нефть на новые высоты. На арабском Востоке и севере Африке мир и спокойствие так и не наступили — тлеющий конфликт на границе Саудовской Аравии, противостояния в Ираке и Сирии, возможные голодные бунты в Нигерии и Алжире, гражданская война в Ливии... Какое значение эти страны имеют для мировой нефтедобычи, думаю, напоминать не стоит.
В этой ситуации лишать рынок нефти такого крупного игрока, как Россия, выглядит не очень неразумно. Какие последствия для стран-импортеров могут наступить даже сложно себе представить. Та же Европа, уже страдающая от топливного и энергетического кризиса, может скатиться в глубочайший кризис. А может, это и есть конечная цель США?
Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.
Всем спасибо за внимание!