Создание функции
Существуют некоторые правила для создания функций в Python.
- Блок функции начинается с ключевого слова def, после которого следуют название функции и круглые скобки ( () ).
- Любые аргументы, которые принимает функция должны находиться внутри этих скобок.
- После скобок идет двоеточие ( : ) и с новой строки с отступом начинается тело функции.
Пример функции в Python:
1
2
def my_function(argument):
print argument
Вызов функции
После создания функции, ее можно исполнять вызывая из другой функции или напрямую из оболочки Python. Для вызова функции следует ввести ее имя и добавить скобки.
Например:
1
my_function("abracadabra")
Аргументы функции в Python
Вызывая функцию, мы можем передавать ей следующие типы аргументов:
- Обязательные аргументы (Required arguments)
- Аргументы-ключевые слова (Keyword argument)
- Аргументы по умолчанию (Default argument)
- Аргументы произвольной длины (Variable-length argumens)
Обязательные аргументы функции:
Если при создании функции мы указали количество передаваемых ей аргументов и их порядок, то и вызывать ее мы должны с тем же количеством аргументов, заданных в нужном порядке.
Например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
def bigger(a,b):
if a > b:
print a
else:
print b
# В описании функции указано, что она принимает 2 аргумента
# Корректное использование функции
bigger(5,6)
# Некорректное использование функции
bigger()
bigger(3)
bigger(12,7,3)
Аргументы - ключевые слова
Аргументы - ключевые слова используются при вызове функции. Благодаря ключевым аргументам, вы можете задавать произвольный (то есть не такой каким он описа при создании функции) порядок аргументов.
Например:
1
2
3
4
5
6
def person(name, age):
print name, "is", age, "years old"
# Хотя в описании функции первым аргументом идет имя, мы можем вызвать функцию вот так
person(age=23, name="John")
Аргументы, заданные по-умолчанию
Аргумент по умолчанию, это аргумент, значение для которого задано изначально, при создании функции.
Например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
def space(planet_name, center="Star"):
print planet_name, "is orbiting a", center
# Можно вызвать функцию space так:
space("Mars")
# В результате получим: Mars is orbiting a Star
# Можно вызвать функцию space иначе:
space("Mars", "Black Hole")
# В результате получим: Mars is orbiting a Black Hole
Аргументы произвольной длины
Иногда возникает ситуация, когда вы заранее не знаете, какое количество аргументов будет необходимо принять функции. В этом случае следует использовать аргументы произвольной длины. Они задаются произвольным именем переменной, перед которой ставится звездочка (*).
Например:
1
2
3
4
5
6
7
def unknown(*args):
for argument in args:
print argument
unknown("hello","world") # напечатает оба слова, каждое с новой строки
unknown(1,2,3,4,5) # напечатает все числа, каждое с новой строки
unknown() # ничего не выведет
Ключевое слово return
Выражение return прекращает выполнение функции и возвращает указанное после выражения значение. Выражение return без аргументов это то же самое, что и выражение return None. Соответственно, теперь становится возможным, например, присваивать результат выполнения функции какой либо переменной.
Например:
1
2
3
4
5
6
7
def bigger(a,b):
if a > b:
return a # Если a больше чем b, то возвращаем a и прекращаем выполнение функции
return b # Незачем использовать else. Если мы дошли до этой строки, то b, точно не меньше чем a
# присваиваем результат функции bigger переменной num
num = bigger(23,42)
Область видимости
Некоторые переменные скрипта могут быть недоступны некоторым областям программы. Все зависит от того, где вы объявили эти переменные.
В Python две базовых области видимости переменных:
- Глобальные переменные
- Локальные переменные
Переменные объявленные внутри тела функции имеют локальную область видимости, те что объявлены вне какой-либо функции имеют глобальную область видимости.
Это означает, что доступ к локальным переменным имеют только те функции, в которых они были объявлены, в то время как доступ к глобальным переменным можно получить по всей программе в любой функции.
Например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
# глобальная переменная age
age = 44
def info():
print age # Печатаем глобальную переменную age
def local_info():
age = 22 # создаем локальную переменную age
print age
info() # напечатает 44
local_info() # напечатает 22
Важно помнить, что для того чтобы получить доступ к глобальной переменной, достаточно лишь указать ее имя. Однако, если перед нами стоит задача изменить глобальную переменную внутри функции - необходимо использовать ключевое слово global.
Например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
# глобальная переменная age
age = 13
# функция изменяющая глобальную переменную
def get_older():
global age
age += 1
print age # напечатает 13
get_older() # увеличиваем age на 1
print age # напечатает 14
Рекурсия
Рекурсией в программировании называется ситуация, в которой функция вызывает саму себя. Классическим примером рекурсии может послужить функция вычисления факториала числа.
Напомним, что факториалом числа, например, 5 является произведение всех натуральных (целых) чисел от 1 до 5. То есть, 1 * 2 * 3 * 4 * 5
Рекурсивная функция вычисления факториала на языке Python будет выглядеть так:
1
2
3
4
5
def fact(num):
if num == 0:
return 1 # По договоренности факториал нуля равен единице
else:
return num * fact(num - 1) # возвращаем результат произведения num и результата возвращенного функцией fact(num - 1)
Однако следует помнить, что использование рекурсии часто может быть неоправданным. Дело в том, что в момент вызова функции в оперативной памяти компьютера резервируется определенное количество памяти, соответственно чем больше функций одновременно мы запускаем - тем больше памяти потребуется, что может привести к переполнению стека (stack overflow) и программа завершится аварийно, не так как предполагалось. Учитывая это, там где это возможно, вместо рекурсии лучше применять циклы.
Рецепт создания функции в Python
Существует следующий алгоритм - рекомендация по созданию функции в Python. Например, мы создаем функцию вычисления площади прямоугольника.
- Начинать следует с примеров того, что делает функция, и подобрать подходящее название. В нашем случае это будет выглядеть так:?12345678# На данном этапе мы еще не указываем имена переменныхdef rectangle_area_finder( ):""">>> rectangle_area_finder(3, 5)15>>> rectangle_area_finder(17.2, 6)103.2"""
- Указать типы данных, которые принимает функция и тип данных, который она возвращает?12345678910# функция принимает два числа, а возвращает одноdef rectangle_area_finder( ):"""(num, num) -> num>>> rectangle_area_finder(3, 5)15>>> rectangle_area_finder(17.2, 6)103.2"""
- Подобрать подходящие названия для переменных?12345678910# Поскольку это математическая функция нам вполне подойдут имена a и bdef rectangle_area_finder(a, b):"""(num, num) -> num>>> rectangle_area_finder(3, 5)15>>> rectangle_area_finder(17.2, 6)103.2"""
- Написать краткое, но содержательное описание функции?1234567891011def rectangle_area_finder(a, b):"""(num, num) -> numReturns an area of a rectangle with given sides a and b.>>> rectangle_area_finder(3, 5)15>>> rectangle_area_finder(17.2, 6)103.2"""
- Написать собственно тело функции?123456789101112def rectangle_area_finder(a, b):"""(num, num) -> numReturns an area of a rectangle with given sides a and b.>>> rectangle_area_finder(3, 5)15>>> rectangle_area_finder(17.2, 6)103.2"""return a * b
- Функция готова! Осталось вызвать ее с указанными в примерах аргументами
Как видно, при вызове команды help() с именем нашей функции в качестве аргумента мы получаем написанную нами документацию.