Найти в Дзене
Другая Москва

Путешествие во времени по Москве прошлого по следам трамвайных маршрутов. Нижние Котлы — посёлок Волхонка-ЗИЛ.

В этой части мы с вами прогуляемся от Нижних Котлов до рабочего посёлка Волхонка-ЗиС (позже — Волхонка-ЗиЛ) на юге Москвы. Как вы, вероятно, поняли из названия посёлка, он был построен для работников завода ЗиС, через который также проходил "наш" трамвайный маршрут номер 49. Другая же часть названия — "Волхонка" не имеет никакого отношения к улице Волхонка, что находится в самом центре Москвы. Точнее, имеет, но только поскольку и рядом с улицей в центре были владения князей Волконских, и деревня Волхонка к югу от Москвы также принадлежала этому княжескому роду. Так и произошли эти топонимы. Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы.
Первая часть маршрута — вот здесь. Вторая — вот тут. Третья — тут.
Четвёртая — тут. Практически сразу за трамвайным кругом "Нижние Котлы" (название происходит от бывшей одноимённой деревни, где в 1892—1904 годах жил художник В. В. Верещагин) Варшавское шоссе разделяется на 2 крупные трассы: собственно, Варшавское шоссе (которое уходит правее

В этой части мы с вами прогуляемся от Нижних Котлов до рабочего посёлка Волхонка-ЗиС (позже — Волхонка-ЗиЛ) на юге Москвы. Как вы, вероятно, поняли из названия посёлка, он был построен для работников завода ЗиС, через который также проходил "наш" трамвайный маршрут номер 49. Другая же часть названия — "Волхонка" не имеет никакого отношения к улице Волхонка, что находится в самом центре Москвы. Точнее, имеет, но только поскольку и рядом с улицей в центре были владения князей Волконских, и деревня Волхонка к югу от Москвы также принадлежала этому княжескому роду. Так и произошли эти топонимы.

Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы.
Первая часть маршрута — вот
здесь. Вторая — вот тут. Третья — тут.
Четвёртая —
тут.

Практически сразу за трамвайным кругом "Нижние Котлы" (название происходит от бывшей одноимённой деревни, где в 1892—1904 годах жил художник В. В. Верещагин) Варшавское шоссе разделяется на 2 крупные трассы: собственно, Варшавское шоссе (которое уходит правее, если смотреть от центра) и Каширское шоссе (которое уходит левее).

Развилка Каширского и Варшавского шоссе, 1975 год.
Развилка Каширского и Варшавского шоссе, 1975 год.

В конце 1960-х там построили развязку и тоннель, которая и до сих пор выглядит примерно так, только разве что полос стало побольше на Варшавке. На фото выше также видно, что тут начинается подъём. Как раз от бывшей деревни Нижние Котлы до бывшей деревни Верхние Котлы.
А слово "котлы" в названиях происходит от реки Котловка, но помимо этого слово "котлы" в топонимике Москвы означало "овраги круглой формы", а их тут действительно достаточно. Отмечу также, что нынешняя станция МЦК "Верхние котлы" располагается совсем не там, где была одноимённая деревня, а намного ближе к центру. Совершенно неясно, почему её там так назвали (проектное название станции было Варшавское шоссе, что было бы и логично, и всем понятно).

Наш трамвай на этом кадре выше (и поныне) проходит слева от этого тоннеля и идёт дальше по Варшавке справа от того большого дома чуть правее от центра в кадре.

Вот более ранний кадр 1959 года, когда этот новый дом на развилке ещё только строился, а рядом с трамвайной линией находились вполне себе деревенские избы бывшей деревни Верхние Котлы:

Варшавское шоссе в районе развилки с Каширским, вид в центр. 1959 год.
Варшавское шоссе в районе развилки с Каширским, вид в центр. 1959 год.

А вот кадр, где эти избы уже соседствуют со строящимся домом на развилке:

Варшавское шоссе в районе развилки с Каширским, вид от центра. 1959 год.
Варшавское шоссе в районе развилки с Каширским, вид от центра. 1959 год.

Но ещё раньше развилка Каширского шоссе с Варшавским проходила чуть дальше от центра, а трамвайная линия как раз пересекала эту развилку.

Вот вид на ту старую развилку шоссе вместе с трамваем на линии:

Старая развилка Варшавского и Каширского шоссе, 1970 год.
Старая развилка Варшавского и Каширского шоссе, 1970 год.

У развилки стоит стела с Лениным.
На кадре выше направление от центра — влево.

Ниже кадр, снятый с того старого Каширского шоссе, эту картину можно было видеть слева от нашего трамвая при движении от центра в 1957 году:

Строящиеся дома на Каширском шоссе, 1957 год.
Строящиеся дома на Каширском шоссе, 1957 год.

На фото выше ближе всего к нам строится дом №6 корпус 3 по Каширскому шоссе, который был взорван террористами в 1999 году.
В годы его постройки подобного, конечно, никто не мог даже помыслить..

Теперь на месте этого дома лишь мемориальная площадка, она находится чуть дальше слева по ходу движения из центра от остановки трамвая "Хлебозаводский проезд".

Дальше слева по ходу движения от нашего трамвая можно было видеть старое Каширское шоссе, которое в 1953 году выглядело ещё так:

Каширское шоссе в сторону от центра, 1953 год.
Каширское шоссе в сторону от центра, 1953 год.

Вдали видны строящиеся дома вдоль нынешнего Коломенского проезда, который правее переходит в нынешний Нахимовский проспект.

В 1937 году была построена трамвайная линия от не сохранившегося ныне кольца "Верхние котлы" (находившегося как раз примерно здесь, в районе начала старого Каширского шоссе) до поселка ЗИС (до нынешнего кольца "Москворецкий рынок"). Она была торжественно открыта 7 ноября 1937 года. На открытии присутствовал руководитель московских большевиков Н.С. Хрущёв. По новой линии тогда пустили от Курского вокзала "наш" маршрут №49. Впоследствии до кольца "Москворецкий рынок" ходили и много других маршрутов. Сейчас это кольцо является конечной трамвая номер 1, который идёт далеко в Чертаново Южное, почти до самого МКАДа.

Но поскольку наш трамвай дальше шёл не на Каширку, а в сторону нынешнего Чертанова, ему нужно было потом ещё и пересечь пути Павелецкого направления ж.д., а затем и Варшавское шоссе. Для этого ещё при открытии линии в 1937-м году был построен Малый Донбасский путепровод (Большой был построен ранее для автотрассы Варшавского шоссе). Выглядел он примерно так:

Малый Донбасский путепровод, 2001 год.
Малый Донбасский путепровод, 2001 год.

Вдали на кадре выше как раз мы видим пересечение с Варшавским шоссе и светофор. Причём светофор был с ручным управлением, переключал его сотрудник ГАИ. Дальше трасса уходила налево в сторону нынешнего Симферопольского бульвара.

Но к 2001 году этот путепровод настолько пришёл в негодность, что власти приняли решение его разобрать и построить новый. Вот так он выглядел незадолго до закрытия:

Малый Донбасский путепровод, 2001 год.
Малый Донбасский путепровод, 2001 год.

Некоторое время по нему даже ходили трамваи только без пассажиров (только для перегона вагонов на 1 маршрут в Чертаново) — такое ужасное было его состояние. Но к 2003 году построили новый путепровод — немного в стороне, и, как любил Лужков — на эстакаде:

Трамвайная эстакада над Варшавским шоссе, 2013, вид в сторону центра.
Трамвайная эстакада над Варшавским шоссе, 2013, вид в сторону центра.

А дальше.. дальше в прежние годы (примерно до 1977-1978) начиналась самая живописная часть этого трамвайного маршрута вдали от центра Москвы — посёлок "Волхонка-ЗиС" или "Коломенский посёлок" (хотя до Коломенского отсюда и достаточно далеко).

Вот кадр 1938 года с трамваем 49 маршрута и поселковой школой, в которой ныне расположен отель:

Школа и трамвай 49 маршрута, Волхонка-ЗиС, 1938 год.
Школа и трамвай 49 маршрута, Волхонка-ЗиС, 1938 год.

А вот редкий цветной кадр поворачивающего в сторону центра трамвая номер 49, который как раз покидает этот посёлок. А за ним вы можете видеть домики, которые были в этом посёлке. Также перед дальним домиком в кадре вы видите пересекающую пути улицу — это нынешний Нахимовский проспект:

Трамвай 49 в районе "Волхонка-ЗиЛ", 1977 год.
Трамвай 49 в районе "Волхонка-ЗиЛ", 1977 год.

В кадре причём редкая двухдверная Татра-Т3, которые были ещё с мягкими сиденьями и ходили в Москве примерно до 1982 года.

Сегодня место этого поворота выглядит примерно так. Троллейбусных проводов уже не видно — их порезали на цветные металлы:

Трамвайные пути в районе "Волхонка-ЗиЛ", 2021 год.
Трамвайные пути в районе "Волхонка-ЗиЛ", 2021 год.

Вдалеке на месте позднесоветских жутковатых многоэтажек стояли те уютные небольшие домики квартала "Волхонка-ЗиЛ", а дома, которые был прямо за трамваем в кадре, тоже не осталось (на кадре 2021 года он был бы справа).

Пути дальше в кадре уходят на Симферопольский бульвар. В 1930-1940-е годы он назывался Котловской улицей.

Посёлок начал застраиваться ещё в 1937 году, и выглядел тогда примерно так:

Посёлок "Волхонка-ЗиС", 1937 год.
Посёлок "Волхонка-ЗиС", 1937 год.

Трамвай тогда ходил по центральной улице, она видна в кадре.

Вот более поздний и качественный кадр центральной улицы посёлка:

Посёлок "Волхонка-ЗиС", 1945 год.
Посёлок "Волхонка-ЗиС", 1945 год.

В этом кадре уже видны более новые дома, которые в том числе строили уже пленные немцы. Также видны ажурные мачты — держатели контактной сети трамвая.

Вот ещё кадр центральной улицы. Видно, как много деревьев в посёлке. Все новые дома начиная с 1945 года там имели все удобства в домах, и в основном были на 4-8 квартир. В кадре также видно, что некоторые стёкла домов ещё заклеены против бомбёжек..

Котловская улица в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1945 год.
Котловская улица в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1945 год.

А вот дома в посёлке уже послевоенной постройки ("в Коломенском" здесь имеется в виду "в Коломенском посёлке"):

Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС" (Коломенском посёлке), 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС" (Коломенском посёлке), 1948 год.

Согласитесь, приятнее жить в подобных домах в зелёном районе, чем в многоэтажных человейниках с огромной автотрассой под окнами!

Я уверен, что если бы эти дома до сих пор сохранились в этом районе, квартиры в них бы стоили в разы больше квартир в многоэтажках в этих же районах.

Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.
Дома в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1948 год.

А так выглядела центральная улица в посёлке в 1966 году:

Улица в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1966 год.
Улица в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1966 год.

Также в посёлке был построен отдельный Дом Культуры, который стал филиалом основного ДК "ЗиС":

Филиал ДК "ЗиЛ", 1962 год.
Филиал ДК "ЗиЛ", 1962 год.

В 1930 и 40-е годы там был ещё и кинотеатр.

К 2000-м это здание превратилось вот в такое странное нечто:

Бывшее здание филиала ДК "ЗиЛ", 2000 год.
Бывшее здание филиала ДК "ЗиЛ", 2000 год.

Ну а сегодня его вообще почти не узнать в гриме:

Бывшее здание филиала ДК "ЗиЛ", 2020 год.
Бывшее здание филиала ДК "ЗиЛ", 2020 год.

Однако это здание хотя бы сохранилось, в отличие от многих других, которые в основном снесли к 1978 году.

Рядом с ДК был и трамвайный круг нашего трамвая, который тогда был конечной маршрута 49 и линии на юг в целом до начала 1960-х годов.

Круг на конечной трамвая в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1950 год.
Круг на конечной трамвая в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1950 год.

У круга был и совершенно шикарный остановочный павильон, ныне утраченный:

Павильон на конечной трамвая в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1955 год.
Павильон на конечной трамвая в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1955 год.

Конечно, в посёлке были и свои ясли:

Строительство яслей в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1937 год.
Строительство яслей в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1937 год.

И детсад там тоже был:

Детский сад в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1955 год.
Детский сад в посёлке "Волхонка-ЗиС", 1955 год.

Детсад, надо сказать, тоже сохранился до сегодняшних дней. Там теперь некий лицей. Причём здание сохранилось лучше всего из всех, которые в этом районе остались на сегодня:

Бывший детский сад в посёлке "Волхонка-ЗиС", 2020 год.
Бывший детский сад в посёлке "Волхонка-ЗиС", 2020 год.

Ещё несколько зданий сохранилось на сегодня, но совсем мало.
Вот, например, на Фруктовой улице (листайте галерею):

И ещё есть некоторые более поздние дома 1950-х годов постройки на Болотниковской улице, некоторые сохранились:

Жилой дом бывшего посёлка "Волхонка-ЗиС" на Болотниковской улице, 2020 год.
Жилой дом бывшего посёлка "Волхонка-ЗиС" на Болотниковской улице, 2020 год.

Ну вот и закончилась наша виртуальная прогулка по маршруту трамвая 49. Если вы любите искать следы прошлого в настоящем, рекомендую вам доехать до нынешней остановки трамваев 1, 3 или 16 "Москворецкий рынок" и попробовать найти там отголоски того посёлка, которые ещё пока можно найти там в переулках.

===================================================

Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке, ближайшая сборная экскурсия -- в это воскресенье,
24 июля в 18:00. Записывайтесь и приходите:

Авторская экскурсия по Ивановской горке: "Древность и современность. Москва живая".
Dr. Moskauer15 июля 2022

А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:

Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022

Также вы можете прочесть первую часть рассказа о масонских символах в Москве:

Масонские символы в архитектуре и истории Москвы.
Dr. Moskauer21 февраля 2022

Этим летом у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!

#история #москва #экскурсии по москве #другаямосква #прошлое #трамвай #транспорт #историятранспорта #экскурсия #волхонка-зил