В этой части мы с вами прогуляемся от Нижних Котлов до рабочего посёлка Волхонка-ЗиС (позже — Волхонка-ЗиЛ) на юге Москвы. Как вы, вероятно, поняли из названия посёлка, он был построен для работников завода ЗиС, через который также проходил "наш" трамвайный маршрут номер 49. Другая же часть названия — "Волхонка" не имеет никакого отношения к улице Волхонка, что находится в самом центре Москвы. Точнее, имеет, но только поскольку и рядом с улицей в центре были владения князей Волконских, и деревня Волхонка к югу от Москвы также принадлежала этому княжескому роду. Так и произошли эти топонимы.
Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы.
Первая часть маршрута — вот здесь. Вторая — вот тут. Третья — тут.
Четвёртая — тут.
Практически сразу за трамвайным кругом "Нижние Котлы" (название происходит от бывшей одноимённой деревни, где в 1892—1904 годах жил художник В. В. Верещагин) Варшавское шоссе разделяется на 2 крупные трассы: собственно, Варшавское шоссе (которое уходит правее, если смотреть от центра) и Каширское шоссе (которое уходит левее).
В конце 1960-х там построили развязку и тоннель, которая и до сих пор выглядит примерно так, только разве что полос стало побольше на Варшавке. На фото выше также видно, что тут начинается подъём. Как раз от бывшей деревни Нижние Котлы до бывшей деревни Верхние Котлы.
А слово "котлы" в названиях происходит от реки Котловка, но помимо этого слово "котлы" в топонимике Москвы означало "овраги круглой формы", а их тут действительно достаточно. Отмечу также, что нынешняя станция МЦК "Верхние котлы" располагается совсем не там, где была одноимённая деревня, а намного ближе к центру. Совершенно неясно, почему её там так назвали (проектное название станции было Варшавское шоссе, что было бы и логично, и всем понятно).
Наш трамвай на этом кадре выше (и поныне) проходит слева от этого тоннеля и идёт дальше по Варшавке справа от того большого дома чуть правее от центра в кадре.
Вот более ранний кадр 1959 года, когда этот новый дом на развилке ещё только строился, а рядом с трамвайной линией находились вполне себе деревенские избы бывшей деревни Верхние Котлы:
А вот кадр, где эти избы уже соседствуют со строящимся домом на развилке:
Но ещё раньше развилка Каширского шоссе с Варшавским проходила чуть дальше от центра, а трамвайная линия как раз пересекала эту развилку.
Вот вид на ту старую развилку шоссе вместе с трамваем на линии:
У развилки стоит стела с Лениным.
На кадре выше направление от центра — влево.
Ниже кадр, снятый с того старого Каширского шоссе, эту картину можно было видеть слева от нашего трамвая при движении от центра в 1957 году:
На фото выше ближе всего к нам строится дом №6 корпус 3 по Каширскому шоссе, который был взорван террористами в 1999 году.
В годы его постройки подобного, конечно, никто не мог даже помыслить..
Теперь на месте этого дома лишь мемориальная площадка, она находится чуть дальше слева по ходу движения из центра от остановки трамвая "Хлебозаводский проезд".
Дальше слева по ходу движения от нашего трамвая можно было видеть старое Каширское шоссе, которое в 1953 году выглядело ещё так:
Вдали видны строящиеся дома вдоль нынешнего Коломенского проезда, который правее переходит в нынешний Нахимовский проспект.
В 1937 году была построена трамвайная линия от не сохранившегося ныне кольца "Верхние котлы" (находившегося как раз примерно здесь, в районе начала старого Каширского шоссе) до поселка ЗИС (до нынешнего кольца "Москворецкий рынок"). Она была торжественно открыта 7 ноября 1937 года. На открытии присутствовал руководитель московских большевиков Н.С. Хрущёв. По новой линии тогда пустили от Курского вокзала "наш" маршрут №49. Впоследствии до кольца "Москворецкий рынок" ходили и много других маршрутов. Сейчас это кольцо является конечной трамвая номер 1, который идёт далеко в Чертаново Южное, почти до самого МКАДа.
Но поскольку наш трамвай дальше шёл не на Каширку, а в сторону нынешнего Чертанова, ему нужно было потом ещё и пересечь пути Павелецкого направления ж.д., а затем и Варшавское шоссе. Для этого ещё при открытии линии в 1937-м году был построен Малый Донбасский путепровод (Большой был построен ранее для автотрассы Варшавского шоссе). Выглядел он примерно так:
Вдали на кадре выше как раз мы видим пересечение с Варшавским шоссе и светофор. Причём светофор был с ручным управлением, переключал его сотрудник ГАИ. Дальше трасса уходила налево в сторону нынешнего Симферопольского бульвара.
Но к 2001 году этот путепровод настолько пришёл в негодность, что власти приняли решение его разобрать и построить новый. Вот так он выглядел незадолго до закрытия:
Некоторое время по нему даже ходили трамваи только без пассажиров (только для перегона вагонов на 1 маршрут в Чертаново) — такое ужасное было его состояние. Но к 2003 году построили новый путепровод — немного в стороне, и, как любил Лужков — на эстакаде:
А дальше.. дальше в прежние годы (примерно до 1977-1978) начиналась самая живописная часть этого трамвайного маршрута вдали от центра Москвы — посёлок "Волхонка-ЗиС" или "Коломенский посёлок" (хотя до Коломенского отсюда и достаточно далеко).
Вот кадр 1938 года с трамваем 49 маршрута и поселковой школой, в которой ныне расположен отель:
А вот редкий цветной кадр поворачивающего в сторону центра трамвая номер 49, который как раз покидает этот посёлок. А за ним вы можете видеть домики, которые были в этом посёлке. Также перед дальним домиком в кадре вы видите пересекающую пути улицу — это нынешний Нахимовский проспект:
В кадре причём редкая двухдверная Татра-Т3, которые были ещё с мягкими сиденьями и ходили в Москве примерно до 1982 года.
Сегодня место этого поворота выглядит примерно так. Троллейбусных проводов уже не видно — их порезали на цветные металлы:
Вдалеке на месте позднесоветских жутковатых многоэтажек стояли те уютные небольшие домики квартала "Волхонка-ЗиЛ", а дома, которые был прямо за трамваем в кадре, тоже не осталось (на кадре 2021 года он был бы справа).
Пути дальше в кадре уходят на Симферопольский бульвар. В 1930-1940-е годы он назывался Котловской улицей.
Посёлок начал застраиваться ещё в 1937 году, и выглядел тогда примерно так:
Трамвай тогда ходил по центральной улице, она видна в кадре.
Вот более поздний и качественный кадр центральной улицы посёлка:
В этом кадре уже видны более новые дома, которые в том числе строили уже пленные немцы. Также видны ажурные мачты — держатели контактной сети трамвая.
Вот ещё кадр центральной улицы. Видно, как много деревьев в посёлке. Все новые дома начиная с 1945 года там имели все удобства в домах, и в основном были на 4-8 квартир. В кадре также видно, что некоторые стёкла домов ещё заклеены против бомбёжек..
А вот дома в посёлке уже послевоенной постройки ("в Коломенском" здесь имеется в виду "в Коломенском посёлке"):
Согласитесь, приятнее жить в подобных домах в зелёном районе, чем в многоэтажных человейниках с огромной автотрассой под окнами!
Я уверен, что если бы эти дома до сих пор сохранились в этом районе, квартиры в них бы стоили в разы больше квартир в многоэтажках в этих же районах.
А так выглядела центральная улица в посёлке в 1966 году:
Также в посёлке был построен отдельный Дом Культуры, который стал филиалом основного ДК "ЗиС":
В 1930 и 40-е годы там был ещё и кинотеатр.
К 2000-м это здание превратилось вот в такое странное нечто:
Ну а сегодня его вообще почти не узнать в гриме:
Однако это здание хотя бы сохранилось, в отличие от многих других, которые в основном снесли к 1978 году.
Рядом с ДК был и трамвайный круг нашего трамвая, который тогда был конечной маршрута 49 и линии на юг в целом до начала 1960-х годов.
У круга был и совершенно шикарный остановочный павильон, ныне утраченный:
Конечно, в посёлке были и свои ясли:
И детсад там тоже был:
Детсад, надо сказать, тоже сохранился до сегодняшних дней. Там теперь некий лицей. Причём здание сохранилось лучше всего из всех, которые в этом районе остались на сегодня:
Ещё несколько зданий сохранилось на сегодня, но совсем мало.
Вот, например, на Фруктовой улице (листайте галерею):
И ещё есть некоторые более поздние дома 1950-х годов постройки на Болотниковской улице, некоторые сохранились:
Ну вот и закончилась наша виртуальная прогулка по маршруту трамвая 49. Если вы любите искать следы прошлого в настоящем, рекомендую вам доехать до нынешней остановки трамваев 1, 3 или 16 "Москворецкий рынок" и попробовать найти там отголоски того посёлка, которые ещё пока можно найти там в переулках.
===================================================
Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке, ближайшая сборная экскурсия -- в это воскресенье,
24 июля в 18:00. Записывайтесь и приходите:
А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:
Также вы можете прочесть первую часть рассказа о масонских символах в Москве:
Этим летом у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!
#история #москва #экскурсии по москве #другаямосква #прошлое #трамвай #транспорт #историятранспорта #экскурсия #волхонка-зил