Сегодня праздник. Светлый. Семейный. Около священный. Без двух минут государственный. День семьи, любви и верности. Он про базовые и важные для каждого из нас ценности: про тыл, про опору, про надёжность.
Действительно.
Куда, если не к семейному очагу, возвращаешься, когда больно, тяжело и невыносимо. Что, если не уверенность в крепком плече родных, спасает от передряг, невзгод и проблем. Где, если не в объятиях любимых, можно позволить себе быть настоящим, истинным и откровенным.
А можно ли? Можно ли, убирая очередную маску в сундук социальных ролей, обнажить свою сущность до состояния изнаночных швов души? Со всеми неидеальными стежками на несовершенных лекалах и особенностями кроя, подчеркнутом диковинными орнаментами.
Тебя, такого небезупречного, точно примут? Тебя, такого своеобразного, точно поймут? Или даже там, где по определению тепло и уютно, нужно соответствовать параметрам и быть достойным критериям?
Есть какой-то перечень условий безусловной любви?
Мое поколение воспитанников постсоветского и перестроечного детства в большинстве своем приучено заслуживать любовь. Сначала - отличными отметками, прилежным поведением, безукоризненным нравом. Шутка ли дело, целью строя, в котором выросли наши родители, было воспитание эталонного представителя идеального общества, чьи характеристики должны быть исключительно исключительными.
Позже оборотной стороной такого воспитания становится безропотное служение, угодливая жертвенность, кроткое молчание в ответ на хамство, пользование или манипуляции. Шутка ли дело, провода твоих психических гаджетов напрочь спутаны, а с иной моделью поведения, кроме как служение во имя любви, ты совершенно не знаком. Причем, и само понимание любви искажено до неузнаваемости.
Ты искренне недоумеваешь, что можно любить человека не за успехи и достижения, не за грамоты и оценки, не за безупречную физическую форму и академический склад ума. А просто так. Потому что он рядом, дышит, забавно смеется, порой тупит, громко нервничает, часто ошибается и чего-то не знает.
"Почему четыре, а не пять?”, - грозным эхом отзывается во мне мамин голос и беспринципным норовом лезет в только-только формирующуюся систему установок для сына.
“Меня другие не интересуют. У тебя разве нет своей головы на плечах. Все пойдут выпрыгивать из окна, и ты тоже пойдешь?”, - моё авторитетное начало якобы убедительно пытается взрастить ребенке самоценность, которую тут же разбивает вдребезги двуличное: “Вот посмотри на Петю Васечкина, всё везде успевает - такой молодец”.
“Будешь ходить в музыкальную школу - куплю новый телефон”, - предлагаю я заведомо ничтожную сделку с элементами шантажа, искренне рассчитывая на успешное воспитание эстетического начала в ребенке.
Лучшее - враг хорошего. Выращенные в парадигме строительства идеального общества, мы пытаемся научиться безусловной любви в современном мире успешного успеха. Парадокс. Дисбаланс. Конфликт.
Искренне движимые благими намерениями, мы усердно выкладываем из кирпичиков заоблачных критериев и условностей дорогу в ад низкой самооценки и уродливых взаимоотношений. Хотим отлично отличаться от других, а на деле - выстраиваем стандартные шаблоны и убиваем уникальность на корню, после жалуясь на отсутствие любви, теплого отношения и душевной заботы.
Кредитуя своих любимых непосильным бременем ожиданий, мы обречены на безусловные условия нелюбви, от которой страдают все: и обиженные дети, и разочарованные родители.
Сегодня праздник, а значит - самое время вспомнить о том, что для каждого из нас есть любовь.