Найти тему
Мутное время

Краткий курс истории РПЦ для неверующих. Часть I (до Ивана Грозного).

Вместо предисловия. В статье РПЦ будет рассматриваться исключительно как общественная организация, в ней не будет обсуждения вопросов веры, потому она не предназначена для глубоко религиозных воцерковленных людей. Пишется она только для того, чтобы лучше и полнее осветить механизм формирования и развития Смуты, к которой церковь как общественный институт имеет отношение самое непосредственное.

Итак, что мы знаем про нашу церковь из учебников истории?

Крестил Киевскую Русь Владимир Ясно Солнышко в 988 году. Его предки Олег и Святослав с Византией успешно воевали, сам он в общем-то тоже, но затем крестился-переменился. Вслед за князем крестили и Киев, затем Новгород, а затем постепенно и остальные города, покорившиеся (или основанные) Рюриковичами. В Ордынский период церковь каталась как сыр в масле, освобожденная от налогов ханами и защищенная суровыми ордынскими законами от святотатства. Примерно в это время митрополит переехал в Москву. Создание централизованного Русского государства поддержала морально, наверное.

Во времена Ивана Грозного церковь подверглась несправедливым гонениям со стороны выжившего из ума царя, но постепенно всё вернулось на круги своя. В 1589 году в Москве поставили своего патриарха. В Смуту патриотически настроенные церковники защитили от войск самозванцев Троицу и благословляли ополчения. В середине XVII века патриарх Никон заставил всех креститься тремя перстами вместо двух и запретил многоголосие, что вызвало раскол церкви. Старообрядцев долго преследовали.

Во времена Петра Великого патриарха заменили на Священный Синод, подчинив церковь государству. В 1764 году у церкви отобрали землю. В 1917 году после свержения монархии церковь вернула себе патриарха. В гражданской войне участия практически не приняла, но подвергалась регулярным преследованиям со стороны большевиков и прочих разных коммунистов. Дальше – неинтересно, ибо наверняка и сами знаете. В целом неплохо, но по доброй традиции выпущено всё самое интересное и имеющее отношение к Смуте. Попытаюсь исправить недочет.

Рыбак Андрей, апостол Русской равнины. Из открытых источников
Рыбак Андрей, апостол Русской равнины. Из открытых источников

Итак, этап первый – рождение.

По легенде первым христианским проповедником Приднепровья был апостол Андрей. Проповедник был дельный, но вот письменных источников о его деятельности осталось мало, как и о реально существовавших государствах Русской равнины той эпохи. Если раскопают и переведут, вполне может оказаться, что далеко не Армения была первой страной, принявшей христианство. Проблемой Приднепровья были восточные и северные ветра, которые с пугающей периодичностью надували то из Кипчакских (тогда еще скифских) степей, то из Скандинавии агрессивных мотивированных язычников. То готы, то гунны, то авары, то угры, то печенеги, то вообще кто-то забытый, как и вырубленные ими христиане. Тем не менее уже в 860 году тогдашний Константинопольский патриарх Фотий восстанавливал епископа в Киев и Русию. Чувствуется, что не в первый раз. Купола Софии Новгородской и Софии Полоцкой были построены сильно раньше даты официального крещения этих городов. В целом в этих фактах нет противоречий. Эклектичная церковная политика наплодила море христиан, которые были для византийцев еретиками. Видимо они и жили окрестностях Киева и Полоцка. Их и перекрестили ученые греческие попы по воле лояльных князей.

Этап второй – Киевская Русь.

Русско-византийские войны, о которых любят рассказывать историки (в том числе и церковные) на поверку не стоят выеденного яйца. Олег, якобы победивший византийцев и «прибивший щит к вратам Царьграда», получив договор и дань, отправляется (не поверите) отвоевывать Крит и Ликию у арабов в составе византийских войск. По итогам похода возвращается домой «с дружиной своей в цареградской броне» и ввязывается в конфликт с языческими жрецами. Как в его образе не увидеть успешного наемника на византийской службе, принявшего христианство? Или Святослав, в дым разгромивший двух главных врагов Византии – Хазарию (конкурент в Крыму и на Кавказе) и Болгарию (конкурент на Балканах). Во время болгарской компании в Византии происходит военный переворот, старый император – партнер Святослава, зверски убит, а в войске Святослава проходит курс молодого бойца законный наследник свергнутого императора магистр Калокир. Армия идет на Царьград, но Иоанн Цимисхий успевает собрать свою армию и показать Святославу почем фунт лиха. При этом убивать князя – верного союзника Византии Цимисхий даже не пытается, по сути перекупая его.

Самые известные русско-византийские противники Святослав и Цимисхий. Из открытых источников
Самые известные русско-византийские противники Святослав и Цимисхий. Из открытых источников

Крещение Владимира стало удобной отсечкой просто как крещение основателя династии. Победи пасынок Святополк в гражданской войне начала XI века и, глядишь, считали бы от его крещения. Кстати история про нехристей в Киеве сильно преувеличена, князь явно пытался понравится новым подданным и крестился только ради этого. Крестился, кстати, от болгарских еретиков из Охридской епархии. Когда его сын Ярослав, победив братьев, сам сел в Киеве, в 1034 году был вынужден договариваться с византийцами заново. Те проехались по Руси с турпоездкой, перекрещивая в правильное православие построенные еретиками храмы. Когда греки поднадоели, Ярослав поставил митрополитом местного – Иллариона. Тот прославился как знаток письменной и устной традиции т.е. был продуктом развитой местной школы.

В дальнейшем византийцы стали уделять новой епархии больше внимания. В госсовете был выделен специальный чиновник – экзарх, который выполнял функции киевского митрополита по согласованию с князьями. Порой и без.

Второй раз взбрыкнули киевские князья только в середине XII века. Старшая ветвь Мономахичей в лице Изяслава Мстиславича попыталась построить в Киеве нормальное средневековое государство и ставить митрополита своей волей. Стал им Климент Смолятич, второй русский самозванец (первый – Илларион Русин) на престоле митрополита Киевского. Так и не благословленный Константинопольским патриархом Климент правил РПЦ, пока Мстиславичи были в силе и Киев не заняли войска Юрия Долгорукого и его черниговских союзников.

С 1169 по 1202 год Киев взяли и разграбили полтора десятка раз, что прекрасно демонстрирует реальный уровень авторитета не только киевского князя, но и киевского митрополита. Когда в 1204 году пал Константинополь греки забыли прислать в Киев митрополита. Лет через пять про Киев вспомнили священники Никейского императора.

Митрополиты, потерявшие авторитет метрополии, вынуждены были перейти к практике местных церковных соборов, реально разделив власть с паствой и клиром. Последний греческий митрополит домонгольского Киева Иосиф штурм города не пережил.

Часть третья. Орда и церковь.

Первого послеордынского митрополита поставил Даниил Галицкий. В Никее не стали спорить с самым авторитетным князем тогдашней Руси. Кирилл II, бывший галицкий боярин, сильно потрудился над созданием союза Галича с Владимиром и Венгрией. Но в 1251 году что-то сломалось, и Александр Невский перетянул митрополита на сторону Орды. Перетянул физически, рассорившийся с Даниилом митрополит переехал на северо-восток и остаток жизни (до 1282 года) провел между Сараем, Владимиром и Новгородом. Он же сумел подружиться с ордынскими ханами, особенно близок был с внуком Бату-хана Менгу-Темуром. От него же в 1267 году Кирилл получил первый ярлык на освобождение монастырей от налогов. До этого платили как миленькие. После порой тоже.

Восстановитель церкви Митрополит Кирилл венчает Суздальского князя Андрея и галичскую княжну Анастасию Даниловну
Восстановитель церкви Митрополит Кирилл венчает Суздальского князя Андрея и галичскую княжну Анастасию Даниловну

Вообще в Орде шла нескрываемая борьба ислама и православия за симпатии верховной власти. Берке, Туда-Менгу и Узбек были мусульманами, при них положение РПЦ осложнялось. Сартак, Менгу-Темур и Тохта явно симпатизировали христианам. Они давали ярлыки и покровительствовали митрополитам, брали в жены византийских принцесс, отдавали своих сестер замуж за русских и литовских князей.

Греки вернули контроль над Константинополем и митрополией. В 1283 году митрополитом стал Максим, наверное, единственный из греков-митрополитов, поминаемый в церкви с искренним уважением. На фоне страшного разгрома Киева монголами в 1299 году (громили Ногая) Максим окончательно перенес церковную столицу из древней столицы. Сначала в Брянск, потом во Владимир. В Москву переехал уже его наследник Петр. Больше в общем-то и некуда было, что Тверь, что Галич с митрополитами поссорились. На месте Киева была степь. Переезд в Москву произошел на фоне конфликта с военной властью в лице тверского князя, который хотел сам расставлять и менять епископов. С большим трудом митрополит одолел.

Где-то примерно в это же время разладились отношения церкви и Орды. Ханы-мусульмане Узбек и Джанибек стали уже не так предупредительны. Последний даже ограбил приехавшего к нему на поклон нового митрополита Феогноста. Опору церковь стала искать в русских князьях, противопоставив их Орде.

Православное царство. Попытка номер раз.

Еще вчера увлеченно учувствовавшая в большой ордынской политике церковь в лице митрополитов Феогноста и Алексея бросила все силы на укрепление московского княжества. Иван Калита подмял северо-восток. Симеон Гордый взял под контроль Смоленск и Брянск. Казалось бы, еще лет десять и православное царство случится, но увы. С Запада ударили литовцы Гедиминовичи, с юга Ордынцы, которые в процессе Замятни повадились совершать грабительские походы на территорию верного вассала. Катком по княжеству прошла чума, оставив в самый ответственный момент правителем восьмилетнего ребенка, будущего Дмитрия Донского. Рязань, Нижний и Тверь, видя слабость центральной власти, попытались ее перехватить. Оказалось, что ненавистная церковникам Орда значила в московском величии очень немало. Впрочем, Алексей Бяконт проявил чудеса дипломатии и почти выправил положение. Митрополит собрал воедино северо-восток под рукой Дмитрия Московского и долго успешно купировал атаки литовского князя Александра (Ольгерда). Возможно, проживи он чуть дольше, и православное царство организовалось бы еще в XIV веке.

Митрополит Алексей (Бяконт) по версии Василия III. Из открытых источников
Митрополит Алексей (Бяконт) по версии Василия III. Из открытых источников

Но авторитетный митрополит умер в 1478 году, а за его престол схватились сторонник унии грек Кипиан, проклятый константинопольским патриархом, грек Пимен, благословленный патриархом, но категорически не принятый русским клиром и суздальский митрополит Дионисий, которого митрополитом может и провозгласили, но в Киеве уморили голодом. Страшнее бардака в церкви был только бардак в самом Константинополе, где патриархи и цари менялись как перчатки.

На этом фоне разгром проекта и пожар Москвы стали вопросом времени, к огромному сожалению очень недолгого. В 1382 году Тохтамыш сжег Москву. К концу 1380-х православные князья Западной Руси, старшие Ольгердовичи, были изгнаны из своих владений. К 1390-м и сама Москва по сути стала литовским вассалом. Митрополит Феогност находил полное понимание у католика Александра (Витовта).

После 1390 года сложился странный симбиоз литовских князей и византийских митрополитов киевских. Литовцы сняли все запросы на альтернативных митрополитов и наслаждались властью. Идиллию нарушил князь Свидригайло, который сначала назначил, а потом арестовал и сжег заживо митрополита Герасима.

К середине XV века умирающая Византия отчаялась вконец и пошла на унию с Римом. Одним из инициаторов и активистов Ферраро-Флорентийской унии был тогдашний митрополит киевский Исидор. Большой патриот Византии Исидор сделал всё для спасения Византии, даже сражался на стенах города во время штурма 1454 года, но чуда не случилось. Запад, где выясняли отношения два папы, толком и не вмешался. Ягеллоны так и не отошли от итогов бойни под Варной.

Поведение Исидора вызвало раскол в митрополии. В 1448 году в Москве избрали своего митрополита и порвали все связи с еретиками из Царьграда на 70 лет.

Автокефалия. Православное царство. Попытка номер два.

Говорят, что повстанцы побеждают только в грёбаных star wars. История нашей церкви дала два примера, блестяще опровергающие эту сомнительную сентенцию.

Первым примером стало служения митрополита Ионы Московского. С 1431 года фактически и с 1448 года формально этот выдающийся митрополит возглавлял Московскую митрополию, отколовшуюся от впавших в ересь Киева и Константинополя.

Буквально вопреки усилиям московских князей, устроивших Шемякину Смуту и проигравших войны буквально всем соседям митрополит склеил северо-восток в новый союз, подчинив своей железной воле и светских властителей, и клир. Как минимум дважды ему на смену приезжали законные митрополиты-еретики из униатов. Бесхребетный князь Василий колебался, но так и не решился сместить авторитетного и деятельного Иону.

Митрополит Иона. Повстанец, победивший униатов. Из открытых источников
Митрополит Иона. Повстанец, победивший униатов. Из открытых источников

Преодолев кризис и собравшись с силами, Московия перешла в наступление. Попытка перетащить в унию Новгород вызвали православный крестовый поход, в котором приняли участие все православные княжества Северо-Восточной Руси. Ни литовцы, ни униаты палец о палец не ударили ради спасения Новгорода. Вслед за Новгородом наступила очередь Твери. Следом оторвали от Литвы восточные православные области.

В процессе сбросили ненавистное (по большей части именно церкви) татаро-монгольское иго.

Православное царство удалось на славу.

А потом начались проблемы.

Церковный раскол номер раз. Иосифляне, нестяжатели и жидовствующие.

В конце XIV века в нашей церкви случилась первая документально зафиксированная гностическая ересь. Её лукаво назвали ересью жидовствующих, чтобы привязать к лукавым Киевским книжникам, ненавистным тогдашней церкви. В целом идеи жидовствующих были логическим продолжением греческой философской традиции с ее змеепоклонниками. У византийцев были павликиане, у болгар – богумилы, у католиков – катары. Что-то подсказывает, что идеи просвещения, сокрушившие в итоге церковь в XVIII веке, нашли источник в этой же древней традиции.

Еретики примыкали к военной партии, которую формировали в основном выходцы из старших Гедиминовичей. Фактические правители тогдашней России, бояре Патрикеевы, долгое время покрывали еретиков, но в начале XVI века старший Патрикеев умер, его сына постригли в монахи. В Москве запылали костры инквизиции.

Нужно сказать, что каноны и практики православия в те годы приблизились к католицизму. Во-первых, уния не прошла бесследно. Во-вторых, основным источником церковной литературы для тогдашней Московии стал Рим. После переезда Софьи Палеолог в Москву между Москвой и Римом наладилась неплохая коммуникация. Итогом стали прекрасные церкви в центре Москвы, успешные фортификационные сооружения и первоклассная по тем временам артиллерия. А еще море латинских источников по церковным вопросам. Аутодафе для еретиков также явно позаимствовали у испанцев.

Церковь раскололась на два не то чтобы непримиримых, но конфликтующих лагеря. Лагерь первый составила бывшая элита из Рюриковичей, бояр братьев великого князя и вообще исконного северо-востока. Их вождем был Иосиф Волоцкий, бывший боярин казненного удельного князя. Они стояли на позициях власти церкви. По сути нечто очень похожее на теократическое римское государство только с православным соусом. На самом деле вполне в традициях Ионы и его последователей.

Святой Иосиф Волоцкий, идеолог победителей в первом расколе церкви. Из открытых источников
Святой Иосиф Волоцкий, идеолог победителей в первом расколе церкви. Из открытых источников

Второй лагерь составляла военная партия с опорой на старших Гедиминовичей. Они в принципе были православными, но вот крупное монастырское землевладение, приоритет церкви над светской властью – всё это было как-то неправильно, что ли. И сильно мешало дальнейшей войне в Литве. Скромнее надо быть. И еретиков лучше не публично жечь, а мягко переубеждать в дискуссиях.

Иосифляне вроде победили, но церковный раскол был не лучше, чем при Никоне. Митрополита Зосиму, покрывавшего гностиков, отлучили от должности и сослали в удаленный монастырь. Сам Зосима отлучения не признал.

В 1511 году нестяжатели прорвались к власти. Митрополит Варлаам, чтобы как-то уравновесить влияние Рима восстановил церковное общение с Константинополем. Но в 1521 году на фоне пожарища Москвы и казни юго-западных удельных князей Шемякичей митрополит Варлаам попал в опалу, был арестован, закован в колодки и отправлен в Белоозеро.

Нестяжатели и иосифляне чередовались на престоле всё детство Ивана Грозного. Первых поддерживали Бельские, родственники Гедиминовичей и молодого царя. Вторых – Шуйские и другие боярские роды Севера. Никто из митрополитов первой половины XVI века не окончил свои дни на кафедре.

Подвёл черту под этими противостояниями, как тогда казалось, митрополит Макарий, придумавший Московское царство. С его истории начнется следующая часть.