Найти тему
Крымская газета

«Кино», вино и городки: в Евпатории увековечат память о выступлении Виктора Цоя

Фото автора
Фото автора

Представители творческой интеллигенции инициировали установку в Евпатории на территории концертно-спортивного комплекса «Спартак» памятного знака в связи с выступлением там в августе 1988 года Виктора Цоя и группы «Кино».

«Малыш» и блёстки

На том концерте первый и последний раз на одной сцене выступили «Кино» и в ту пору ещё малоизвестный певец с шикарным диапазоном Сергей Пенкин. На территории концертно-спортивного комплекса «Спартак», который представляет собой городошный стадион, тогда проходили сборные концерты молодых исполнителей. Многие из них на глазах становились звёздами, в том числе Наталья Ветлицкая и Дмитрий Маликов. После одного из таких концертов артисты отправились в Ялту, а Пенкин остался, чтобы выступить вместе с «Кино». По словам артиста, Цой лично уговорил его принять участие в том концерте, заверив, что подготовит публику к появлению столь яркого исполнителя.

Ныне покойный барабанщик группы Георгий Гурьянов признавался, что именно Пенкину Цой посвятил шуточную песню «Малыш». Тем более что, по словам гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, «малыш» было «словечком Пенкина». Сам Сергей Михайлович вспоминал, что Цой был человеком очень тёплым и добрым, а девушка лидера «Кино» перед концертом в Евпатории помогала ему пришивать блёстки к арабским штанам – атрибуту тогдашнего сценического образа.

Притчей во языцех среди евпаторийцев и гостей города стало снесённое в тот вечер зрителями переносное ограждение, призванное ограничить допуск на стадион. И хотя тот был рассчитан на 250 сидячих мест и организаторы предусмотрели билеты на стоячие места, на желающих услышать и увидеть «Кино» в тот вечер их катастрофически не хватило. Неслучайно спустя годы барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов отмечал, что концерт в Евпатории был, пожалуй, «началом больших стадионных выступлений» группы. Впрочем, нельзя забывать, что за почти полгода до этого на большой экран вышел культовый фильм Сергея Соловьёва «Асса», в финальных сценах которого Цой пел о переменах, которых «требуют наши сердца». Более того, в том же 1988-м Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первый официальный релиз «Кино» – пластинку «Ночь» (притом что альбом был записан за три года до этого).

«Сражены наповал»

– А концерт действительно был крутым и знаковым, – вспоминает музыкант, лидер винтаж-группы «Приморский бульвар» Артём Приписнов. – Туда я пришёл с другом детства Костей Рогожниковым. Нас усадили на трибуну, но мы быстро поняли, что такой концерт нужно смотреть вблизи, и спешно перебрались к сцене. Далее ведущий объявил молодого вокалиста Сергея Пенкина. Спел он несколько песен. Во время исполнения композиции «Санта Лючия» вдруг убрал микрофон от лица и затянул «живым голосом». Тут все поняли, что чувак «реально могёт»... Наконец на сцену вышли музыканты «Кино». С первых аккордов мы были сражены наповал. Это был первый серьёзный рок-концерт, на который я попал в своей жизни, так что эмоции хлынули через край. Я не был фанатом «Кино», но был рокером, у меня была кассета с альбомом «Группа крови». Парни из Питера в чёрных рубашках с горящими стальными глазами по-особенному смотрели сквозь толпу и казались мне живыми полубогами. В тот момент они были для нас попросту квинтэссенцией русского рока.

И если в начале концерта вблизи сцены было достаточно свободно, что зрители могли танцевать, размахивая руками, то со временем людей становилось всё больше и больше.

– Билет стоил денег, которые мало у кого из неформалов были, и, скорее всего, организаторы сознательно впустили толпу, чтобы подогреть ажиотаж, стоячих мест ведь оставалось достаточно, – предполагает Приписнов. – В итоге началась давка. Когда концерт подходил к финалу, понял, что лучше как-то выбираться из толпы. А когда выбрался, увидел, что на моей рубашке не осталось ни одной пуговицы.

Дождавшийся вместе с папой-меломаном окончания концерта будущий строитель Дмитрий Жаворонков на всю жизнь запомнил улыбающегося Цоя с букетом.

– После этого концерта я, десятилетний пацан, начал слушать русский рок, – признаётся он. – На него меня повёл отец, который очень любил рок-музыку и следил за её развитием. Мне запомнился момент, когда у Юрия Каспаряна порвалась струна. И пока он её менял, Цой решил спеть песню под акустику. Он сел на корточки с гитарой прямо напротив меня, где отец усадил с краю сцены.

Народная любовь

Замдиректора концертно-спортивного комплекса «Спартак» Анатолий Громик вспоминает, как во время концерта разгорячённые зрители тревожили артистов через открытые в импровизированных гримёрках окна.

– В двух помещениях на трибунах, на уровне верхних рядов, находились комнаты, в которых перед концертом разместились артисты, – рассказывает он. – А поскольку стояла летняя жара, окна были нараспашку. И наиболее смелые, скажем так, зрители, заглядывая в них, то и дело спрашивали у артистов, нет ли чего выпить. Когда же зрители смели ограждение, руководство стадиона и организаторы концерта открыли калитку, выходившую на улицу Горького, – и на стадион хлынули толпы.

По словам Громика, за прошедшие годы он не раз становился свидетелем того, как разные люди с детьми ли, внуками, друзьями или знакомыми подходили к забору комплекса и рассказывали тем о легендарном евпаторийском концерте «Кино».

– Кума моего товарища из Перми, бывшая на том выступлении, узнав, что здесь готовятся открыть мемориальный знак о выступлении Цоя, сказала, что готова приехать в Евпаторию, чтобы участвовать в этом событии, – говорит он.

Один из членов инициативной группы по увековечиванию памяти Цоя поэт Николай Столицын убеждён:

– Почему бы не напомнить подрастающему поколению о человеке, что сделал нас настоящими, открытыми, честными, знающими, что любовь «стоит того, чтобы ждать»? Да и если учредить в довесок к памятному знаку, например, фестиваль начинающих музыкантов, разве это не станет не просто памятью, а живой, работающей на современность?.. Чтобы мальчишки из 2010-х годов ХХI века ударяли по струнам новейших гитар и горланили свои новые песни о вечном на стадионе Витька. Того самого, который простыми, а главное, точными, правильными словами описывал внутренний мир растущего человека, говорил о любви, жизни, совести.

Кстати

Группа «Гарин и гиперболоиды», позже ставшая называться «Кино», была создана в селе Морском под Судаком. Летом 1981 года трое друзей Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский приехали туда отдохнуть из Ленинграда. По словам Рыбина, первый концерт коллектив дал на местной набережной. В 2011 году силами судакского рок-клуба в Морском установили памятник, посвящённый 30-летию образования группы. Он представляет собой скульптурное изображение устремлённой грифом в небо гитары.

Руководитель инициативной группы по увековечиванию памяти Виктора Цоя на территории концертно-спортивного комплекса «Спартак» Андрей Перец: «Сцену, на которой выступала группа «Кино», установили между двумя подсобками цилиндрической формы».

Алексей ВАКУЛЕНКО