«Смешарики»- международный феномен, который, по моему мнению, будет актуален всегда как для детей, так и для взрослых. Попрошу заметить, что в нашей речи даже проскакивают фразочки Кроша и Копатыча. Мультсериал поднимает важные темы, например, любовь, жизнь и смерть, смысл жизни и существования. И говорят они об этом по-особенному, используя свой некий «язык».
В первых сериях главными персонажами были Крош и Ежик, но в последствии стали появляться другие круглые зверюшки. Таким образом, аниматоры избавились от статуса «главные герои» и задействовали всех персонажей как «главных». В мультфильме нет антагонистов: все персонажи разные, нет ни плохих, ни хороших. Они раскрыты и им уделено должное внимание. Каждый смешарик уникален: имеет свой неповторимый характер, свои идеи и ценности. Герои мультфильма разных возрастов, этим показан конфликт поколений: Совунья и Кар-карыч дают советы смешарикам, тем самым наставляя их на путь.
«Смешарики» и постмодерн
Если кратко и понятно, то постмодерн- это широкое общественное течение в различных областях культуры- философии, литературе, музыке, живописи, архитектуре и т.д.
Философия постмодерна основана на постоянном использовании отсылок, аллюзий и пасхалок. В постмодерне ярко проявляется игра и комбинированность. В мультсериале часто можно заметить отсылки на различные шедевры кинематографа (например «Война миров» в начале серии «Виноватый») и искусства (например картина «Джоконда» в серии «1001 гвоздь») и различные пасхалки на нашу обыденную жизнь. Еще постмодернизм проявляется в не связанности серий между собой, финал открытый, что позволяет зрителям самим додумать концовку и вынести для себя что-то важное.
Религия в мультсериале
В «Смешариках» определенно есть вера в неких богов, конкретно в каких не говорят. Я предполагаю, что богами здесь выступают сами аниматоры. Например в серии «Право на одиночество» Бараш обращается к «силам небесным» с просьбой оставить его одного где-нибудь и это волшебным образом сбывается. Это позволяет нам понять магию этого мира и показывает суть мультипликации, ведь она абсолютно с нуля создают свой мир со своими правилами. Так и в серии «Два волшебника» это было ярко показано. Обратите внимание на белое пространство в конце серии. Бараш и Нюша здесь выступали как эти самые аниматоры, создавая свой мир из ничего, с чистого листа, с белого пространства.
Искусство и творчество в «Смешариках»
В одной из серий Лосяш решает создать новую жизнь, которая по его мнению будет привязана к творцу. Созданное им «глиняное нечто» будет сильно привязано к ученому и этим его испугает. Ведь главное, не привязанность творения, а его самостоятельность.
В серии «Реалист» Кар-карыч рисует пейзаж таким, каким он его видит, Лосяш же в это время считает, что искусство должно с точностью передавать реальность. Смешарики повздорили и каждый по-своему нарисовал картину. В конце серии, Лосяш понял, что его работа- не объективный пейзаж, к которому он так стремился, а его представление. Отсюда мы понимаем, что суть искусства- не передать реальность с точностью, ведь оно- лишь взгляд на эту реальность.
Как я уже говорила выше, в мультсериале часто можно заметить отсылки на различные шедевры кинематографа и искусства.
О смысле жизни
В серии «Смысл жизни» Бараш ищет суть «бытия» и источник смысла на земле. По итогу, он осознает, что познать весь смысл вещей- нереально. Той же точки зрения придерживались философы, одним из которых являлся Камю. В последствии появляется идея, в которой говориться, что смысл вещи заключается лишь в том, как мы ее используем.
Отсутствие добра и зла
Как такового зла и добра в мультсериале нет. Все персонажи совершают различные поступки. И это напоминает нам учение Аврелия Августина в котором говорится, что зла не существует, а есть только разная степень добра. В вещах где мы видим зло, есть лишь недостаток добра. В течение серий, смешарики делают нравственные выборы, которые повышают уровень добра в своем мире- Ромашковой долине. Все плохие поступки совершаются ими по незнанию. Об этом и говорит нам учение Платона.
Возможность посмотреть на проблему с разных сторон
Здесь лучше всего сравнить две серии: «Право на одиночество» и «Без никого». Обе серии поднимают тему одиночества, ее плюсы и минусы. В серии «Право на одиночество» Барашу все мешали писать стихи и он взмолил «силы небесные», чтоб те подарили ему это одиночество. Он тут же оказывается на необитаемом острове. По началу его все устраивало, стихи писались легко. После, барашик понял, что он одинок и никто не прочтет его стихи и поэмы. Бараш впадает в депрессию и апатию. Но все хорошо заканчивается: его спасают друзья. Мораль серии проста: человеку нужен человек. А вот серия «Без никого» показывает другую сторону одиночества. В этой серии Ежик отправляется в темный-темный лес, где каждый шорох и каждая букашка его пугали, но после ему открываются синее небо с яркими звездами, что дает ежонку умиротворение и он находит гармонию с собой. На следующий день, он рассказывает это Крошу и тот тоже намеревается отправиться в лес, дабы тоже ощутить тоже самое. Как итого, «Смешарики» показывают нам, что необходимо найти ту самую «золотую середину», которая так необходима в нашем обществе.
Тема любви
В серии «Роман в письмах» Бараш боится признаться Нюше в любви, поэтому начинает писать ей письма. Его это так захватывает, что смешарик перестает общаться с настоящей Нюшой и с головой погружается в эпистолярный роман, написанный им. Он влюбляется в свой выдуманный образ Нюши. Серия имеет две морали: первая- необходимость делиться с другим человеком своими чувствами; второй- романтический тип любви, по которому человек влюбляется в образ человека, а не в него самого.
Затрагивая различные проблемы нашего общества и имея переплетения с нашей жизнью, «Смешарики» никогда не перестанут быть актуальными и смотреть их будут как дети, так и взрослые и каждый зритель найдет для себя что-то, что будет для него важно и останется в его сердце.