Найти в Дзене

Что мы будем есть в ближайшем будущем, а что может стать дефицитом: успехи и неудачи «продуктового» импортозамещения

Оглавление

Слово это сегодня модное — начиная с 2014 года плотно вошло и в нашу жизнь, и в нашу экономику. И как же у нас с успехами, что уже сделано, а что только предстоит? Пишу, так как это важно для каждого, от успехов импортозамещения зависит качество нашей жизни и то, какие продукты мы будем иметь возможность покупать в наших же магазинах. Коротко о главном:

От импортных продуктов мы зависим меньше...

С 2014 по 2021 год в производство продуктов питания у нас в стране было инвестировано 6 триллионов (!) рублей.

Больше 2 000 крупных проектов было реализовано в этой сфере — хедлайнерами стали «Русагро», холдинги «ЭкоНива» и бренд «Мираторг».

  • Свинины своей у нас теперь 100%. Импорт не нужен.
  • Птицы своей — 95%, доля импорта невелика.
Для справки: в среднем россиянин потребляет 76 кг мяса в год, из них 47% — птицы, 32% — свинины и только 18% — говядины.
Со свининой у нас точно полный порядок
Со свининой у нас точно полный порядок

Овощей, которые мы еще в 2019 году ввозили 50%, теперь есть необходимость ввозить только 15%. В том числе огурцами мы обеспечиваем себя на 94 % — и наши тепличные огурцы по цене не дороже импортных.

Наши тепличные хозяйства, которые растут очень активно, и помидоров поставляют уже 60% — причем, они получаются дешевле, чем помидоры, например, из Азербайджана или Узбекистана.

В этом году показатели — обещают агрохолдинги — еще вырастут. Так, глядишь, огурцы мы можем начать даже поставлять на экспорт.

Если зайти и посмотреть на полки магазинов, то мы увидим, как неплохо стало обстоять у нас дело с сырами — сыровар Олег Сирота задал направление, по его стопам пошли сотни фермеров. Сейчас даже козий сыр у нас выпускается, а в Воронежской области есть производство сыра с голубой плесенью. Он не полностью совпадает с европейским по вкусовым качествам, тем не менее, очень и очень неплох.

-3

Уверенно растет доля рынка российских яблок — они успешно конкурируют, например, с бананами, и часто становятся «фруктами выбора» для наших граждан.

В целом есть такое понятие, продовольственная безопасность страны» — она есть для каждой страны, от стран Африки, до США. И главный показатель продовольственной безопасности — превышение экспорта продукции над импортом. В нашей стране эксперт за последние годы возрос в 3 раз, а импорт по многим позициям снизился. Например, как крупнейший в мире (начиная с 2015 год) экспортер пшеницы мы поставляем во вне больше 30 миллионов тонн, а в этом году планируется поставка 50 миллионов тонн. Это очень хороший и важный показатель.

...но все еще зависим

В целом же доля импорта продовольствия в Россию снизилась всего на 10%, с 34 до 24% — есть, над чем работать.

Тех же сыров дорогим россиянам нужно намного больше, и важно, чтобы цены у них были конкурентоспособные — а вот с этим есть проблемы.

Доля импорта молока у нас сегодня — 20%, хотя молочное животноводство активно развивается, молочных ферм нам нужно больше, заметно больше. На пике «антисанкционных» мер 2014-2015 годов нам удалось снизить импорт молока на треть — сейчас есть вариант, что мы сможем вообще от него оказаться.

Недостаточно мы производим своих фруктов — например, мандарины у нас практически все импортные. Но это, допустим, можно списать на климат — в средней полосе, согласитесь, с мандаринами как-то не очень.

Впрочем, то же можно сказать о чае и кофе — и тот, и другой продукты мы активно закупаем за рубежом. Своего чая у нас чуть больше 42%.

-4

Но! У нас пока недостаточно производится:

📌 Конфет и шоколада. Как так? Фабрика «Россия», Фабрика «Красный Октябрь», относительно молодая фабрика «Коркунов» не закрывают потребности наших отечественных сладкоежек.

📌 Орехов. Мы завозим их из 40+ стран, хотя климат в южных регионах позволяет выращивать и фундук, и грецкий орех, и даже миндаль (в Крыму).

📌 Чеснока. В 2021 году доля импорта чеснока из Китая составляла 74%. А ведь это совсем не экзотический, а, напротив, привычный и обыденный чеснок!

-5

📌 Алкоголя. Таманские вина и «Абрау Дюрсо» только начинают наращивать объемы производства и качество своих вин; ожидается, что потребности граждан в винах мы сможем полностью закрыть только через 10-12 лет. Виски-джины и прочие «нерусские» напитки почти полностью завозятся из-за рубежа. Правда, справедливости ради отмечу, что это — точно не продукция первой необходимости.

В целом можно сказать, что в агросекторе есть сложности, но импортозамещение идет своим путем. Не останемся мы без мяса, птицы, овощей, фруктов и молока. Разве что вот пока без джина с тоником. Но это не беда! Главное, не допустить перебоев с чесноком. 💥

Еще интересное про продукты питания:

✅Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!

#импортозамещение #санкции #продовольственная безопасность